Регистрация Войти
Все для самостоятельной подготовки к ЕГЭ

Готовься к ЕГЭ по персональному плану, следи за своим прогрессом, устраняй пробелы, выполняй квесты и получай награды

или
Войти через Вконтакте
Регистрируясь, я принимаю условия пользовательского соглашения
Русский язык
Математика
Обществознание
Физика
История
Биология
Химия
Информатика
География
ОГЭ

Человек и общество. Разные задачи

Тема 2. Свобода

Статья 3. Всеобщая декларация прав человека: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность».

Личная неприкосновенность — это первая предпосылка (условие) свободы.

Свобода
естественное право человека высшая ценность человеческой жизни идеал (основная идея) либералов одна из основных составляющих мирового стандарта демократии
Стремление к свободе — одно из самых сильных человеческих чувств.
Объект свободы является критерием социального прогресса.

Свобода — это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

Условия существования свободы:

  • Человек делает выбор на свой страх и риск, т. е. свобода неотделима от ответственности за свой выбор.
  • Свобода одного не должна вредить свободе и интересам другому, т. е. свобода не может быть абсолютной.
Свобода в деятельности человека
Относительная свобода во внешних условиях жизни Абсолютная свобода во внутренней жизни
Человек ограничен природными условиями и общественными нормами. Отсутствует выбор объективных условий деятельности В деятельности человека отсутствуют внешние препятствия для выбора цели и средств достижения, т. е. человек должен сам выбирать цель, сам развивать свои способности и направлять это развитие в соответствии со своими желаниями и мыслями

Тема 3. Равенство

Статья 1. Всеобщей декларации прав человека: «Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах».

Социальное равенство — это наличие равных условий и возможностей для свободного развития способностей и удовлетворения потребностей всех членов общества, одинаковое социальное положение людей в обществе.

Равноправие — это формально равное отношение всех к правам и законам, а также формально равное отношение закона ко всем.

Убеждение
Убеждение - вера Убеждение - знание
Пример: убеждение Джордано Бруно Пример: убеждения Галилео Галилея
Вера — особый вид убеждения.
Верить можно не только в Бога.
Вера не подтверждена практикой, не обоснована логикой.
Окончательно заменить веру знанием невозможно.
Знание – это объективная истина для субъекта познания.
Знание основано на аргументации, доказательствах, на логике, достоверной информации.
Вера – это психологическая установка человека, включающая надежду и убеждённость в том, что события могут развиваться по его предположению. Знание – это проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в сознании человека.

Убеждения:
— Связано с глубокой и обоснованной уверенностью в истинности знаний;
— Это твёрдый взгляд, в котором человек уверен;
— Выступает регулятором сознания и поведения личности;
— Кроме знания и уверенности, включает ценностные ориентации, направляющие деятельности.
— Убеждения формируются каждой личностью самостоятельностью.

Убеждения – это взгляды, которые человек считает истиной, а их реализацию благом.

Мораль

Мораль — особая форма общественного сознания, совокупность нравственных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и несправедливости.

Категории морали: добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость, добродетель, достоинство, стыд, правда, ответственность.

Задачи морали
Оценка явлений, событий, действительности, поступков людей. Регулирование общественных отношений Воспитание подрастающего поколения
Определение, что хорошо и что плохо, что добро и зло, а также сущности идеалов и ценностей; умение правильно оценивать общественное мнение Направление деятельности человека, общества на гуманные цели, на изменение человека и мира в соответствии с законами добра, справедливости Воздействие на человека с целью развития его способностей, формирования знаний, умений, гуманистического мировозрения.

Мораль – это форма сознания, результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей.
Нравственность – это область практических поступков, практического поведения, реальных дел и действий.
Этика – это все моральные нормы (ценности), систематически изложенные.

Различия морали и права
Нормы морали Нормы права
Появилась задолго до возникновения государства Сформировались и развивались вместе с государством
Регулируют все стороны человеческой жизни Регулирует наиболее важную, жизнеобеспечивающую сферу общественных отношений
Формируется людьми и выражают мнение общества Устанавливаются и фиксируются государством и выражают волю государства
Существуют и действуют как свод неписаных правил в виде поучений и притч Формируются в письменном виде в источниках права: в нормативно-правовых актах, нормативных договорах и т.д.
Носят оценочный субъективный характер, распространяются на определённые группы людей Имеют конкретную формулировку, формально определены, обязательны для исполнения всеми гражданами государства
Предъявляют требования к поступкам, мыслям и чувствам Регулирует только поступки, действия людей
Поддерживаются силой общественного мнения Обеспечиваются силой государственного принуждения

Общие признаки морали и права

  • Регулируют общественные отношения (поведение людей);
  • Способствуют стабильности общества;
  • Являются элементами культуры народа.

Образование

Образование — целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах человека, общества и государства.
Цель — приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранения её культурного достояния.

Функции образования
Название функции Содержание функции
Профессионально-экономическая
  • формирование профессиональной структуры общества, воспроизводство рабочей силы различной квалификации;
  • переподготовка и повышение квалификации кадров;
  • повышение производительности труда, создании новых технологий
Социальная
  • социализация и воспитание личности;
  • социальный лифт, способствующий вертикальной социальной мобильности человека в обществе
Культурно-гуманистическая
  • обучение новых поколений знаниям, навыкам, умениям, социально-культурному опыту,
  • участие в производстве новых знаний;
  • формирование и развитие способностей личности к творческой деятельности
Политико-идеологическая
  • выполнение социального и государственного заказа для подготовки к жизни подрастающих поколений, осуществление образовательной функции в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов,
  • формирование в учебных заведениях политической и правовой культуры личности данного общества

Формы образования: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, самообразование, экстернат, семейное образование.

Принципы развития современного образования

  1. гуманизация образования - большое внимание общества к личности, её психологии, интересам; сосредоточие усилий на нравственном воспитании человека; изменение отношений между учащимися и преподавателями, создание доступной образовательной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  2. гуманитаризация образования – усиление внимания общества к изучению социально-гуманитарных дисциплин, имеющих первостепенное значение в жизни и деятельности современного человека;
  3. интернационализация образования – создание единой системы образования для разных стран, т. е. обеспечение совместимости различных форм и систем обучения в разных странах, усиление академической мобильности обучающихся и преподавателей;
  4. профилизация образования – ранняя профессиональная ориентация, вjзможность углубленного изучения отдельных предметов, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности;
  5. информатизация образования – использование компьютеров, информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, задействование широких информационных ресурсов;
  6. непрерывность образования – образование в течении всей жизни человека, что связано с развитием научно-технического прогресса, с необходимостью постоянно обновлять свои знания, чтобы быть активным членом общества и конкурентоспособным специалистом.

Система образования РФ включает в себя образовательные ступени:

Дошкольное образование — ясли, детский сад;

Общее образование включает в себя три ступени:

  • Начальное общее образование (1–4 классы), основное общее образование (5–9 классы), среднее общее полное образование (10–11 классы).
  • Главная цель общего образования — передача минимума общих и специализированных знаний, необходимых для нормальной адаптации человека к общественной жизни;

Профессиональное образование имеет следующие ступени:

  • Начальное (Профессиональные училища, лицеи), среднее (техникумы, колледжи), высшее (институты, университеты, академии), послевузовское профессиональное образование.
  • Цель профессионального образования — формирование специалистов в определенной области профессиональной деятельности;

Дополнительное образование

  • Служит для развития творческого, спортивного потенциала личности, способствует повышению квалификации кадров. (Музыкальные школы, спортивные школы, дома детского творчества и т. д.)

Религия

Религия – особая форма общественного сознания, основанная на вере в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и правил поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Религия – древнейшая форма культуры.

Элементы религии
Мировоззрение, основанное на вере в Бога Культ – вид религиозной деятельности, религиозное поклонение сверхъестественным силам; обрядность. Например, поклоны, обряды, крестное знамение, хадж. Религиозная организация, в основе которой лежит вероучение, определяющее религиозную этику и деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.

Причины возникновения религии:

  1. Бессилие и страх человека перед силами природы.
  2. Отсутствие знаний для объяснения явлений природы.
  3. Попытка человека повлиять на природу, других людей.

Ранние формы религиозных верований:
Магия — вера в существование сверхъестественных связей и отношений человека с вещами, животными, духами, устанавливаемых с помощью определённой разновидности религиозной деятельности с целью желательного воздействия на окружающий мир.
Фетишизм – вера в наличие сверхъестественных свойств у неодушевлённых предметов (амулеты, талисманы, знаки Зодиака).
Тотемизм – вера в существование родства между животным или растением и человеческим родом. Тотемному животному не поклонялись, но на него запрещалось охотиться, его мясо не употребляли в пищу, его считали прародителем, помогающим своим потомкам.
Анимизм – вера в духов и души, существующие в предметах и независимо от них (например, духи гор, рек, озёр или камня, дерева и т.д.)
В период формирования наций появились национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций: иудаизм у евреев, синтаизм у японцев, индуизм у индийцев.
Возникновение многонациональных империй в результате завоеваний способствовало появлению мировых религий: буддизма, христианства (католицизм, православие, протестантизм); ислама.

Мировые религии

БУДДИЗМ
Время и место возникновения и распространение Бенарес, п-в Индостан, 6-5 вв. до н. э. Распространение: Бирма, Китай, Вьетнам, Корея, Япония. Религиозная община - сангха
Имя пророка, название священной книги Будда (просветлённый) Типитака
Основные идеи религии 1. Жизнь – это страдания, причиной их являются страсти и желания людей. Чтобы избавиться от страданий, нужно отказаться от желаний.
2. Идея переселения душ.
3. Нужно стремиться к нирване.

ХРИСТИАНСТВО
Время и место возникновения и распространение Палестина, 1 в. н. э. Распространение по всему миру. Религиозная организация – церковь: православие, католицизм, протестантизм
Имя пророка, название священной книги Иисус Христос (мессия, помазанник) Библия
Основные идеи религии 1. Идея монотеизма – Бог един, выступает в трех лицах: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух.
2. Идея мессианства: Христос послан Богом для спасения людей.
3. Идея конца света – гибель мира в результате божественного вмешательства.

ИСЛАМ
Время и место возникновения и распространение Хиджаз, Арабский халифат, 7 в. н. э. Распространение: Ближний Восток, Средняя Азия, Северная Африка, Северный Кавказ, Закавказье. Религиозная община – умма.
Имя пророка, название священной книги Мухаммед (Магомет) Коран
Основные идеи религии 1. Строгий монотеизм. Есть один Бог – Аллах – всезнающий и всемогущий. Он сотворил мир и управляет им.
2. Мухаммед – его посланник.
3. Каждому Аллах приготовил свою судьбу, от верующего требуется покорность и смирение воле Аллаха.
4. Перед Аллахом все равны: и бедные, и богатые.
5. Не проводит национальных различий, выделяет три статуса человека: правоверный, покровительствуемый, язычник.
6. Идея конца света и наступления Судного дня.

Функции религии в жизни современного общества:
— мировоззренческая: создает религиозную картину мира;
— компенсаторная: восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей;
— религиозного утешения: страдания, дорога в рай;
— нормативная: регулирует поведение людей, устанавливая заповеди, предписания, обязательные для верующих;
— способствует развитию культуры общества: письменности, книгопечатания, искусства, а также осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению;
— объединяет общество или какие-то большие социальные группы;
— является способом освящения и укрепления власти.
Конституция РФ гарантирует всем гражданам право на свободу совести, свободу вероисповедания. Это значит, что каждый человек вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения законов.
В Российской Федерации церковь отделена от государства. Это значит:
1. Государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности.
2. Родители имеют право воспитывать детей в соответствии со своими убеждениями, но с учётом права ребенка на свободу совести и вероисповедания.
3. Государство не возлагает на религиозные организации выполнение функций органов государственной власти, государственных учреждений и местного самоуправления.
4. Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит федеральному закону.
5. Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных учебных заведениях.
В свою очередь религиозные объединения :
1. Не вмешиваются в дела государства;
2. Не участвуют в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления;
3. Не участвуют в деятельности политических партий, и политических движений;
4. Не оказывают им материальную или иную помощь.
Атеизм – система взглядов и убеждений, отрицающих существование Бога, сверхъестественных сил.
Свободомыслие – это право человека свободно и критически рассматривать религиозные идеи, деятельность религиозных организаций, поступков верующих людей.

Твой план подготовки к ЕГЭ 2018 почти готов

Построить свой план

всего за 3 минуты

Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию?