Предпринимательство
Рынок — совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.
Условия возникновения рынка:
– общественное разделение труда;
– экономическая обособленность производителей;
– самостоятельность производителя.
Рынок и его признаки
Нерегулируемое предложение | Нерегулируемый спрос | Нерегулируемые цены |
Производитель сам решает, что, как и сколько производить | Потребитель сам определяет, что, где и сколько покупать | Цены не устанавливаются государством, они определяются на рынке в результате соотношения спроса и предложения |
Функции рынка
Название функции | Содержание |
посредническая | соединение интересов производителей товаров и их потребителей |
ценообразования | установление равновесной цены, при которой спрос равен предложению товара |
информационная | предоставление информации об объёмах производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары |
регулирующая | «перетекание» капиталов из менее выгодных в более прибыльные отрасли |
санирующая (оздоровительная) | предотвращение неэффективной хозяйственной деятельности путём банкротств нерентабельных предприятий и процветания эффективных производств |
Система рынков:
– с точки зрения действующего законодательства: легальный (законный) и нелегальный (теневой);– по объектам продаж:
• потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы и т. д.) и услуг;
• средств производства; рабочей силы; инвестиций, т.е. долгосрочных вложений; иностранных валют; ценных бумаг (фондовые биржи); научно-технических разработок и инноваций; информации;
– по пространственному признаку: мировой, региональный, национальный, местный;
– по типу конкуренции: чистой (свободной) конкуренции, несовершенной (монополистической) конкуренции; чистой монополии; олигополии.
Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства:
– условия для развития конкуренции: свободное ценообразование, многообразие форм собственности, отсутствие монополизации рынка, действие законов, охраняющих права частной собственности;– наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов);
– развитие инфраструктуры рынка (стабильность банковской и кредитно-денежной систем, обеспечение движения товарных, денежных, трудовых и информационных потоков).
Монополия – исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое определённому лицу, группе лиц или государству.
Естественные монополии: ситуация, когда обеспечение потребностей рынка более эффективно одной компанией, чем несколькими, так как действует эффект экономии в результате укрупнения производства (например, услуги по обеспечению газом, электроэнергией, водой железные дороги).
Формы монополий | Характерные признаки |
Картель | Соглашение о ценах, распределении рынков, производственных и сбытовых квотах |
Синдикат | Объединение, в котором участники сохраняют производственную, но теряют торговую самостоятельность |
Трест | Полное объединение предприятий с потерей и торговой, и производственной самостоятельности |
Концерн | Объединение предприятий разных отраслей, торговых фирм, банков на основе общей финансовой зависимости |
Консорциум | Объединение монополий |
Конгломерат | Гигантский промышленный комплекс со значительной децентрализацией управления |
Конкуренция – состязание, соревнование между производителями (продавцами) товаров за лучшие результаты, в общем случае – между любыми экономическими субъектами, борьба за рынки сбыта, товаров с целью получения более высоких доходов.
Модели рынков | Характеристика |
Чистая (свободная конкуренция) | Существует множество мелких фирм, предлагающих однородную продукцию, нет ограничений на доступ той или другой фирмы к информации о состоянии рынка, о ценах на товары (услуги), ресурсы, о затратах и т.д. Нет ограничений на вступление новых фирм в отрасль, вход и выход из отрасли свободен. Продавец не может осуществить контроль над ценами, цена определяется соотношением спроса и предложения. |
Чистая монополия | Отрасль, состоящая из одной фирмы. Она является единственным продавцом данной продукции, который уникален. Монополист диктует цену. Фирма осуществляет контроль над ценой, т.к. контролирует все предложения. |
Монополистическая конкуренция | Для вступления других фирм в отрасль существуют значительные барьеры. Большое количество крупных фирм предлагает однородную продукцию. Ограниченный контроль над рыночными ценами. Вход и выход с рынка свободен. Каждая фирма стремится сделать свой товар уникальным, но товары взаимозаменяемы. Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции. |
Олигополия | Существование на рынке малого числа крупных фирм, которые контролируют его основную часть, распределив рынок территориально или по ассортименту продукции. Вступление новых фирм в отрасль затруднено. Взаимозависимость фирм в принятии решения о ценах на свою продукцию. |
Издержки производства — это затраты производителя (владельца фирмы) на приобретение и использование факторов производства.
Экономические издержки — затраты, которыми фирма оплачивает необходимые ресурсы (трудовые, материальные, энергетические и т. д.). Экономические издержки делятся на:
– внутренние (или неявные) – стоимость собственного ресурса; они равны денежным выплатам, которые могли бы быть получены за самостоятельно используемый ресурс, если бы его собственник вложил его в чужое дело:
– внешние (явные, бухгалтерские) – сумма денежных выплат, которые фирма осуществляет для оплаты необходимых ресурсов.
Постоянные издержки – часть общих издержек, не зависящая от объёма выпускаемой продукции (арендная плата фирмы за помещение, расходы на содержание здания, затраты на подготовку и переподготовку кадров, заработная плата управленческого персонала, расходы на коммунальные услуги, амортизация).
Переменные издержки – часть общих издержек, величина которых на данный период времени находится в прямой зависимости от объёма производства и реализации продукции (приобретение сырья, оплата труда, энергии, топлива, транспортных услуг, расходы на тару и упаковку и т. п.).
Экономическая прибыль — это разница между совокупной выручкой фирмы и экономическими издержками.
Бухгалтерская прибыль — это разница между совокупной выручкой и бухгалтерскими издержками.
Деньги — это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров.