Налоги и государственный бюджет
Сбор – это обязательный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц, как условие совершения государством юридических действий, включая предоставление определённых прав и выдачу лицензий.
Объектами налогообложения являются: операции по реализации товаров, работ, услуг, имущество, прибыль; доход; стоимость определённых товаров, передача собственности (дарение, продажа, наследование); операции с ценными бумагами и другие виды деятельности.
Налоговая база – это стоимостная, физическая или иная характеристика налогообложения. Исчисляется налогоплательщиками по итогам каждого налогового периода.
Налоговая ставка – величина налога, приходящаяся на единицу налогообложения (рубль дохода, гектар земли):
– твёрдая ставка – устанавливается в абсолютной форме на единицу налогообложения, независимо от дохода;
– пропорциональная ставка – устанавливается как фиксированный процент с дохода независимо от его размера;
– регрессивная ставка – налог тем выше, чем ниже доход;
– прогрессивная ставка – налог тем выше, чем выше доход.
Налогоплательщики:
– физические лица – работники, непосредственно своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определённый доход;
– юридические лица – хозяйствующие субъекты.
Налоги | |
Прямые – обязательные платежи, взимаемые государством с непосредственных получателей доходов или владельцев имущества (подоходный налог с населения и налог на прибыль с фирм, налог на имущество, недвижимость, дарение, наследство, на финансовые операции) | Косвенные – устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, частично налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог на экспорт) |
Принципы налогообложения:
– принцип справедливости: налоги должны быть равными для каждого уровня дохода;– принцип определённости и точности налогов: размер налогов, сроки, способ и порядок их начисления должны быть точно определены и понятны налогоплательщикам;
– принцип удобства взимания налогов для налогоплательщиков: каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, при котором плательщику легче выполнить требования налогообложения;
– принцип экономичности (эффективности) – необходимость соблюдения условий, при которых разрыв между расходами по сбору и организации налогообложения и самими налоговыми поступлениями должен быть наибольшим; тяжесть налогообложения не должна подрывать возможность продолжения производства и лишать государство в последующем налоговых поступлений;
– принцип обязательности – неизбежность осуществления платежа.
Функции налогов:
– фискальная – пополнение государственного бюджета;– распределительная – перераспределение доходов между разными социальными слоями с целью сглаживания неравенства в обществе;
– стимулирующая – применения льготного налогообложения для развития малого бизнеса, научно-технического прогресса и т.д.;
– социально-воспитательная – сдерживание потребления вредных для здоровья продуктов путём установления на них повышенных налогов;
– контрольно-учётная – осуществление учёта доходов граждан, предприятий и организаций.
Уровни налогов | ||
федеральные | региональные | местные |
налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенная пошлина, подоходный налог | налог на имущество предприятий, лесной налог, плата за воду | налог на имущество физических лиц, земельный налог, курортный налог, налог на рекламу |
Направления совершенствования налоговой системы в России:
– уменьшение налогового бремени для тех, кто инвестирует в развитие новых технологий;– изменение структуры налоговых поступлений за счёт поэтапного увеличения доли физических лиц (доходов и имущества), а так- же рентных платежей за землю и природные ресурсы;
– сокращение налоговых льгот;
– расширение налогооблагаемой базы за счёт борьбы с теневой экономикой.
Государственный бюджет — это финансовый план, смета доходов и расходов государства на определённый период времени (обычно на 1 год), составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.
Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами (в России принимается в виде закона Государственной думой и Советом Федерации Федерального собрания РФ). По окончании финансового года Правительство РФ составляет отчёт об исполнении бюджета.
Государственный бюджет | |
доходная часть | расходная часть |
Источники:
|
Структура:
|
Бюджетная политика – определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета.
Сбалансированный бюджет – расходы бюджета равны доходам – оптимальное состояние бюджета.
Дефицитный бюджет – расходы бюджета выше доходов.
Профицитный бюджет – доходы бюджета выше расходов.
Источники покрытия бюджетного дефицита:
– государственные займы: внутренние займы (государственные облигации) и внешние займы – у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций – направлены против спадов частных инвестиций и потребления, а значит, и против сокращения занятости;
– денежная эмиссия (выпуск денег) Центральным банком в обмен на государственные обязательства – возникает угроза инфляции, для стабилизации сокращаются бюджетные расходы.
Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета:
• долгосрочные тенденции налоговых поступлений и государственных расходов;
• фаза экономического цикла в стране;
• текущая политика государства.
Государственный долг — это сумма задолженности государства по выпущенным и непогашенным займам, включая начисленные по ним проценты.
Обслуживание долга — это выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной суммы долга.
Государственный долг | ||
Внутренний – долговые обязательства правительства перед юридическими и физическими лицами, выраженные в национальной валюте. | Внешний – задолженность государства по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам международным и государственным банкам, организациям, правительствам, частным иностранным банкам и др., выраженная в иностранной валюте | |
Рыночные – долговые обязательства, выпущенные государством на внутреннем рынке в виде ценных бумаг — облигаций | Нерыночные – возникают в результате исполнения бюджета (долг бюджетных организаций к концу переоформляется в государственный внутренний долг) |
Реструктуризация долга — пересмотр условий обслуживания долга (процентов, сумм, сроков начала возврата). Реструктуризация производится в случае невозможности выплаты страной долга на первоначальных условиях.