Регистрация Войти
Все для самостоятельной подготовки к ЕГЭ

Готовься к ЕГЭ по персональному плану, следи за своим прогрессом, устраняй пробелы, выполняй квесты и получай награды

или
Войти через Вконтакте
Регистрируясь, я принимаю условия пользовательского соглашения
Русский язык
Математика
Обществознание
Физика
История
Биология
Химия
Информатика
География
ОГЭ

Система российского права. Законотворческий процесс

Система права — это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной их дифференциации на отрасли и институты.

Система права
Нормы права
– это установленные или санкционированные государством и им охраняемые общеобязательные, формально определённые правила поведения, являющиеся регуляторами общественных отношений
Правовой институт
– это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих определённый вид общественных отношений
Отрасль права
– совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регулирующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений

Начальным элементом системы права являются нормы права, все они могут быть разделены на определённые группы и виды.

Классификация норм права

Критерии классификации Группы и виды норм
по предмету правового регулирования (в зависимости от вида регулируемых общественных отношений) – конституционно-правовые;
– гражданско-правовые;
– уголовно-правовые;
– административно-правовые и т.д.
по юридической силе – нормы законов;
– нормы подзаконных актов
по характеру содержащихся в их тексте правил поведения – обязывающие нормы (устанавливают обязанность совершать определённые положительные действия);
– запрещающие нормы (устанавливают обязанность не совершать запрещённых действий);
– управомочивающие нормы (предоставляют права на совершение определённых положительных действий)
по действию во времени – неопределённо длительного действия (в нормативно-правовом акте не указан период их действия во времени);
– временные нормы (период их действия определён в нормативно-правовом акте);
– чрезвычайные нормы (издаются и действуют в силу и в период чрезвычайных ситуаций)
по кругу субъектов – общие (распространяют своё действие на всю группу субъектов права);
– специальные (регулируют поведение конкретного, определённого круга субъектов права);
– исключительные (распространяются на отдельных субъектов права)
по пределам действия норм в пространстве – общего действия (действуют по всей территории, на которую распространяется юрисдикция государственного органа, издавшего правовую норму);
– нормы местного действия (действуют в пределах территории, определённой самим нормативно-правовым актом)
по способу установления – императивные (не допускают никаких отступлений от установленного ими правила поведения, действуя независимо от усмотрения субъектов правоотношений);
– диспозитивные (предоставляют субъектам правоотношений возможность самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей);
– рекомендательные: устанавливают варианты желательного для государства поведения;
– поощрительные – меры поощрения за одобряемое государством поведение субъектов
по функциональному назначению – материальные (регулируют содержательную сторону общественных отношений, выступают мерой юридических прав и обязанностей их участников);
– процессуальные (регулируют порядок деятельности компетентных государственных органов по осуществлению и защите материальных норм)
по социальному назначению – учредительные (нормы — принципы)
– регулятивные (нормы — правила поведения)
– охранительные (нормы – стражи)
– обеспечительные (нормы — гарантии)
– декларативные (нормы — объявления)
– дефинитивные (нормы — определения)
– коллизионные (нормы — арбитры)
– оперативные (нормы — инструменты)

Норма права имеет свою структуру, представляющую её внутреннее строение, разделение на составные части и связь этих частей между собой.

Структура нормы права
Гипотеза — это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению Диспозиция — это часть правовой нормы, которая указывает, каким должно быть поведение людей при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств Санкция — это часть правовой нормы, предусматривающая меры воздействия, которые могут быть применены к нарушителю предписаний правовой нормы

Законотворческий процесс в РФ

Законодательный процесс – порядок деятельности по созданию и принятию закона или иного нормативного акта.
Основные стадии законодательного процесса:
1) законодательная инициатива, т.е. внесение законопроекта или законопредложения.
В РФ субъектами права законодательной инициативы в соответствии со ст. 104 Конституции РФ являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ по вопросам их ведения;
2) рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях) – обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст вносятся поправки;
3) принятие закона – В РФ законы принимаются Государственной думой большинством голосов от общего числа её депутатов;
4) санкционирование и опубликование закона; эту стадию иногда разделяют на санкционирование (подписание) главой государства и промульгацию с официальным опубликованием.
Принятые парламентом законы направляются главе государства
– Президенту РФ, который может наложить на них вето, отсрочив вступление закона в силу. В РФ для преодоления отлагательного вето Президента закон при повторном голосовании должен получить 2/3 голосов депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации.
В Российской Федерации законы подлежат обязательному опубликованию в течение 7 дней после подписания их Президентом РФ в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ. Вступает в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок.
Федеральные конституционные законы в Российской Федерации считаются принятыми, если одобряются большинством не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной думы. Президент не может отклонить федеральный конституционный закон и обязан его подписать и обнародовать в течение 14 дней после принятия.

Твой план подготовки к ЕГЭ 2017 почти готов

Построить свой план

всего за 3 минуты

Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию?