Регистрация Войти
Все для самостоятельной подготовки к ЕГЭ

Готовься к ЕГЭ по персональному плану, следи за своим прогрессом, устраняй пробелы, выполняй квесты и получай награды

или
Войти через Вконтакте
Регистрируясь, я принимаю условия пользовательского соглашения
Русский язык
Математика
Обществознание
Физика
История
Биология
Химия
Информатика
География
ОГЭ

Мышление и деятельность

Развитие общества — результат деятельности людей.
Отличия деятельности человека от поведения животных:

  Животное Человек
Взаимодействие с окружающей средой Приспособление к окружающей среде Приспособление и преобразование природных и социальных условий
Цель Задаётся инстинктом Задается не только инстинктом, но и ставится самим человеком, творческий характер.
Поведение Целесообразное, т. е. сообразующееся с целью Целесообразное и целеполагающее (целеполагание — это способность ставить новые цели и определять средства их достижения).

Деятельность — это человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды.

Структура деятельности
Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность Средство – это приёмы, способы действий, деньги, орудия, предметы Действия — это проявление волеизъявления людей Результат – это конечный итог, завершающий деятельность

Субъект — это тот, кто осуществляет деятельность: человек, группа людей, общество в целом.
Объект — это то, на что направлена деятельность субъекта: предмет или весь окружающий мир.

Мотивы деятельности
Потребности – это испытываемая человеком нужда в необходимом для жизни и развития Социальные установки – это ориентация человека на что-либо Убеждения — это эмоционально-ценностные отношения к действительности Интересы – это реальная причина действий, стоящая за мотивами Влечения — это психические состояния , выражающие неосознанную (недостаточно осознанную необходимость)

Классификация действий в зависимости от мотивов
Целерациональные Ценностно-рациональные Аффективные Традиционные
Характеризуются постановкой цели, а также средствами и предполагаемым результатом Характеризуются направленностью и ориентацией на убеждения и ценности Характеризуются эмоциональным состоянием человека и стремлением немедленно удовлетворить потребности Характеризуются зависимостью от длительной привычки

Многообразие деятельности

Деятельность
Практическая Духовная
Направлена на изменение Связана с преобразованием сознания людей
природы общества Познавательная деятельность — это отражение реальности в научной и художественной форме, в религиозных учениях, в мифах
Это материально-производственная деятельность Это социально-преобразовательная деятельность Ценностно-ориентировочная деятельность – это определение отрицательного или положительного отношения к окружающему миру, формирование мировоззрения
    Прогностическая деятельность — это предвидение; планирование возможных изменений реальности
Все эти виды деятельности связаны между собой

Виды деятельности в зависимости от результатов:

Созидательная Разрушительная
Результатом является «вторая природа» (культура) Это результат войны, безответственного хозяйствования, административной деятельности
Деятельность — благо Деятельность — зло

Рекреационная деятельность — это отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе учебного урока.

Репродуктивная деятельность — направлена на получение уже известного результата известными же средствами.

Творчество или продуктивная деятельность

Творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, оригинальное, уникальное, не существующее ранее.
Воображение — это психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.
Фантазия — это мысленное представление, поток умственных образцов, как сознательных, так и бессознательных.
Интуиция — это способность постижения истины путём прямого её усмотрения без основания с помощью доказательств.
Результатом может быть что-то качественно новое, в виде нового результата, в виде нового пути (новых средств) достижения известного результата.

Игровая деятельность

Игра — это форма деятельности в условных ситуациях.
В детстве это форма жизни ребёнка (игры-манипуляции, сюжетные, ролевые, подвижные, обучающие), а у взрослых игры заменяются спортом, искусством.
Особенности: направленность не на результат, а на сам процесс, двухплановость игры.
Развивает личность (интеллект, эмоции, нравственность), обеспечивает познание и усвоение предметной действительности.

Трудовая деятельность

Труд — это один из видов деятельности: активная целесообразная, осознанная деятельность.
Особенность: направлена на достижение практически полезного результата.
Цель: преобразование предметов окружающего мира и превращение их в продукты удовлетворения потребностей человека.
Осуществляется под влиянием необходимости. Преобразует и совершенствует самого человека.

Учебная деятельность

Учение — это специально организованная, активная, самостоятельная, познавательная, трудовая, эстетическая деятельность.
Цель: освоение знаний, умений, навыков, развитие психических процессов и способностей.
Результат: формируется система знаний, умений и навыков, отношение к явлениям природы и общественной жизни.
Учебная деятельность включает: восприятие материала, осмысление материала, сознательную творческую переработку, ясное выражение, применение в решении жизненных задач.

Деятельность и общение

Разные подходы к связи деятельности и общения
Общение равно деятельности, т. к. общению присущи признаки деятельности Общение не равно деятельности, т. к. общение — условие деятельности или свойство деятельности Общение и деятельность самостоятельны, т. к. общение — самостоятельный вид активности

Особенность общения: субъект взаимодействует с субъектом, т. к. объектом является активный субъект.

Субъект общения
Реальный, т. е. существующий в жизни Общение не равно деятельности, т. к. общение — условие деятельности или свойство деятельности Общение и деятельность самостоятельны, т. к. общение — самостоятельный вид активности
Реальный, т. е. существующий в жизни Иллюзорный, т. е. тот, на кого переносят свойства реального субъекта Воображаемый, т. е. существующий в воображении
Друг, родитель, знакомый Животное, игрушка Бог, внутренний голос

Цель общения — это удовлетворение потребностей: социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических.

Средства общения
Вербальные (словесные) Невербальные (несловесные)
Речь (язык) Это все средства общения, кроме речи
Внутренняя Внешняя Знаковые системы Сигналы Облик человека
Мысли Устная, письменная Рисунки, чертежи Горн, свисток, светофор Мимика, жесты, тембр голоса

Содержание общения — это информация (знания, сведения, навыки, эмоциональное состояние).

Цели и функции общения
Обслуживание деятельности: общение на производстве (на работе) Общение — самоцель, общение с другом, с любимым, с близким, с искусством Приобщение к опыту, к знаниям, к ценностям; это общение учителя с учениками

Общение — это сложный процесс установления и развития контактов и связей между людьми для обмена информацией.

Сущность Обмен информацией (взаимная передача) Односторонняя передача
Участники Субъект — объект, активно взаимодействующие Субъект — объект, обособление
Действия Равнозначные Односторонние
Обратная связь Активная, обогащает информацию Отсутствует или формальна
Информация Обогащается, дополняется, видоизменяется, уточняется Воспринимается с потерями или без них

Сознательное и бессознательное

Сознание
Познание Самосознание Воля Переживание

Сознание — это высшая психическая форма активного воспроизведения действительности, его чувственного переживания и преобразования.
Сознательными называются такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые совершаются с сознанием того, что он делает, мыслит или чувствует.

Структура сознания
Предметное сознание – направлено на мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, оно формируется в процессе обучения целенаправленному их использованию и общения с другими людьми Самосознание — это осознание человеком самого себя (как индивида и как личности), своего внутреннего мира, своего отношения к окружающему миру Переживание как элемент сознания (широкое значение) — это любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни

Сознание — это способность высокоорганизованной материи отражать внешний мир в духовных (мысленных, идеальных) образцах.
Отражение — это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними.
Общественное сознание — это совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравов людей, отражающих объективную действительность (человеческое общество, природу).
Общественная психология — это совокупность мыслей, представлений, социальных чувств, нравов, привычек, иллюзий, возникающих у людей стихийно под непосредственным влиянием их повседневной жизни.
Идеология — это система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы определённой социальной группы.
Общественное мнение — это синтез обыденного и теоретического сознания; представляет собой суждения людей по поводу фактов действительности.
Обыденное сознание — это качественно низкий уровень отражения действительности, когда сознание слитно, не дифференцировано (не раздельно) на определённые формы.
Мышление — это движение, чередование, связь мыслей, внутренний процесс осознавания.

Широкое значение: это все умственные процессы Узкое значение: это произвольное соединение или разъединение элементов сознания (представлений, эмоций, воспоминаний и др.)

Мысль – это отдельный акт мышления, а также его содержание, результат (продукт).

Особенности мышления
Опосредованный характер Обобщённость
То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства – через другие, неизвестное – через известное Так как свойства объектов в действительности связаны, то познание возможно через обобщение – познание общего и существенного

Виды мышления по месту в мысленном процессе слова, образа и действия и их соотношению между собой:

Конкретно-действенное, или практическое Конкретно-образное, или художественное Абстрактное, или словесно-логическое, или теоретическое
Направлено на решение корректных задач в условиях практической деятельности Характеризуется воплощением отвлечённых мыслей, обобщений в конкретные образы Направлено на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе

Бессознательное – это совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания.
Формы (проявления) бессознательного: интуиция, влечение, инстинкты, сновидения, гипноз, паника, аффект, непроизвольные воспоминания, неожиданное появление новых идей, автоматические действия, патологические состояния.

Твой план подготовки к ЕГЭ 2018 почти готов

Построить свой план

всего за 3 минуты

Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию?