Культура, искусство и религия

Разбор сложных заданий в тг-канале:

Культура и духовная жизнь

Изначально словом «культура» (лат. culture) называлось возделывание, обработка земли. В дальнейшем смысл этого слова существенно изменился. Например, о культуре пишут как о том, что не является природой, о том, что создано человечеством за все время его существования. Культура — человеческое творение. По мнению австрийского ученого З. Фрейда, культура есть все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами, и чем она отличается от жизни животных. По подсчетам ученых, ныне существует уже более сотни определений культуры. При всем многообразии определений и подходов, всех их объединяет одно — человек. Попробуем и мы сформулировать свое понимание культуры.

Культура — результат созидательной, творческой деятельности человека, накопленный и переданный из поколения в поколение опыт, его оценка и осмысление, это то, что выделяет человека из природы, движет его по пути развития.

Но это научное, теоретическое определение отличается от того, что используется в обыденной жизни. Когда имеются в виду определенные человеческие качества: вежливость, тактичность, уважительность, говорят о культурности. Культура рассматривается как определенный ориентир, норма поведения в обществе, норма отношения к природе. В то же время нельзя отождествлять культуру и образованность, обладание большим объемом знаний. Человек может быть очень образованным, но бескультурным. И наоборот, человек, который не закончил никаких университетов или провел всю свою жизнь где-нибудь в отдаленной от крупных городов местности, может быть очень культурным в общении с другими людьми, много знать и уметь, уважительно и бережно относиться к природе. Но в реальной жизни мы часто сталкиваемся с тем, что бескультурие и необразованность тесно связаны друг с другом.

Стать культурным человек не может только благодаря факту рождения. Каждое поколение воспроизводит культуру и передает ее следующему поколению. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности человека и регулирование его поведения. Приобщение к культурному наследству, собственно, и делает человека человеком. Детей, которые подобно герою книги Р. Киплинга «Маугли» выросли в джунглях среди диких зверей, шведский натуралист XVIII века К. Линней называл не людьми, а представителями особого вида.

Нужно подчеркнуть, что в каждом обществе складываются свои культурные традиции, обусловленные его особенностями, историей развития. Представители разных культур по-разному относятся к деньгам, техническим достижениям и т. д. Изучая историю завоевания европейцами Нового Света, вы, наверное, обратили внимание на то, что у индейцев не было культа золота — вот почему они удивлялись златолюбию и алчности конкистадоров Кортеса и Писарро. А римляне, грабя завоеванные Карфаген или Коринф, безжалостно уничтожали памятники изобразительного искусства, поскольку не видели в них никакой ценности. А уже в начале нашей эры варварские племена разрушали культурные ценности римской цивилизации, уничтожая библиотеки, храмы, колонны, все, что они считали бесполезным.

Ученые-культурологи выделяют четыре важнейшие составляющие элемента культуры. Это прежде всего понятия, содержащиеся в языке, при помощи которых люди систематизируют и обобщают опыт познания себя и мира. Но важно не только дать определение предметам и явлениям окружающего мира, но и выявить их взаимоотношения друг с другом в пространстве и времени, по значению, на основе причинной обусловленности. Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного. Еще одним элементом культуры выступают ценности. Ценности — это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Это то, что наиболее дорого, свято для человека. Они составляют основу нравственных принципов. И, наконец, культуру составляют правила и нормы, которые регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

Культурная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые воплощены в реальном процессе жизни общества и образуют то, что принято называть духовной культурой. Такими формами общественного сознания являются нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.

Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, исполнение которых является следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него силы общественного мнения.

Наука — это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его сущностные стороны в абстрактно-логической форме (понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований.

Искусство — это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Религия — 1) мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественного; 2) совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).

Политика — основные принципы, нормы и направления деятельности по осуществлению государственной и общественной власти. Право — это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством (а иногда непосредственно народом), реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства.

В рамках каждой из этих форм общественного сознания формируются отдельные элементы, которые, будучи взяты в совокупности, составляют духовную культуру общества: нормы, правила, образцы, модели поведения, законы, обычаи, традиции, символы, мифы, знания, идеи, язык. Все эти элементы являются продуктами духовного производства.

В современном мире в течение жизни одного поколения происходит 2–3 смены социокультурных ценностей. Это приводит к тому, что многие группы не могут быстро реагировать на изменения и «отстают». Поэтому субкультурные и контркультурные ориентации в обществе — это способ рождения новых норм и ценностей, новых мотивов и способов деятельности, альтернатива, без которой невозможно движение вперед, локомотив или двигатель происходящих изменений.

Для здорового общественного и личностного развития необходимо, чтобы была сформирована определенная культурная среда, которая будет включать в себя ряд элементов:

Культура труда — умение человека проявить свои творческие способности с максимальной эффективностью в организации и реализации своей трудовой профессиональной деятельности.

Культура быта — совокупность предметов быта, их эстетика, а также отношения между людьми в сфере бытовых отношений.

Культура общения — гуманное отношение человека к человеку, включающее соблюдение норм вежливости, условных и общепринятых способов выражения доброго отношения друг к другу, форм приветствий, благодарности, извинений, правил поведения в общественных местах и т. п. Важными элементами этой культуры являются тактичность, умение понять чувства и настроения окружающих людей, поставить себя на их место, представить возможные последствия своих поступков, проявление точности и обязательности.

Культура поведения — совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят свое внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения.

Культура образования — способность человека организовать процесс образования и самообразования для получения знаний и умений различными способами.

Культура речи и языка — уровень речевого развития, степень владения нормами языка, выразительность речи, умение владеть смысловыми оттенками различных понятий, использование большого словарного запаса, эмоциональность и стройность речи, владение яркими образами, убедительность.

Культура мышления — способность индивидуального мышления к саморазвитию и умение выходить за пределы сложившихся у индивида форм и канонов мышления.

Культура питания — осознание человеком необходимости питания для продолжения жизни, выделение необходимой пищи для жизни и здоровья, понимание необходимости здорового питания и умение организовать свое питание.

Культура чувств — степень эмоциональной одухотворенности человека, его умение чувствовать и улавливать чувства других людей, тактичное отношение к своим и чужим чувствам.



Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культура; молодежная субкультура

На сегодняшний существует целый ряд классификаций видов и форм культуры.

Наиболее широкое понимание культуры подразумевает, что все, созданное руками и интеллектом человечества (в противоположность творениям природы), можно отнести к культуре. Этим обусловлено разделение культуры на материальную и духовную, хотя оно и носит условный характер. К материальной культуре относится техническое оснащение хозяйственной деятельности человека, предметы быта, одежда, любые предметы, не несущие дополнительной смысловой или ценностной нагрузки, а выполняющие определенную функцию. Хотя, например, одежда человека не только защищает его от холода, но и несет множество дополнительных смысловых нагрузок: соответствие веяниям моды, стиль, цветовая гамма позволяют получить много дополнительной информации о пристрастиях и образе его жизни.

Таким образом, материальная культура — это то, что сохраняется в вещах, а духовная — это то, что накапливает, аккумулирует, хранит и передает выработанный прежними поколениями опыт. Это богатство человеческих чувств и достижений разума. Духовное производство — это производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Основное отличие от материального производства состоит во всеобщем характере потребления — духовные ценности не уменьшаются пропорционально количеству людей, а являются достоянием всего человечества.

Иногда ученые выделяют следующие элементы духовной культуры: произведения монументального искусства (скульптуры, архитектуры), театральное искусство, изобразительное искусство (живопись, графику), музыку, различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и др. знания, научные концепции и гипотезы), общественно-психологические явления (общественное мнение, идеалы, ценности, обычаи).

По другой классификации выделяются направления, в которых реализуется нематериальная деятельность человека: искусство, наука, религия, мораль. Здесь также трудно говорить о строгом отделении одного от другого. Так, икона одновременно является святыней для верующих и произведением искусства для нерелигиозных людей. Существует этика научной работы, в основу которой поставлена деятельность во благо человека, основанная на гуманистических началах. Поэтому запрещены медицинские эксперименты на людях, а фашистские опыты на узниках концлагерей до сих пор остаются одной из позорных страниц истории человечества и науки.

Исследователи выделяют несколько форм культуры. Так, в обществе всегда выделялись элитарная, высокая культура, доступная лишь избранным — изящное искусство, классическая музыка и литература, и народная культура, включающая сказки, фольклор, песни и мифы. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция нарушалась редко.

Сегодня и элитарная и народная культуры сохранили своих почитателей. Мы ходим на камерные концерты классической музыки, смотрим малобюджетные фильмы, иногда вместе с друзьями попадаем в небольшие театры на авторские спектакли. Это произведения элитарной культуры, особое качество которых — сложность изобразительных средств, языка, необходимость специальной подготовки слушателя, зрителя к их восприятию. Народная культура сохраняется и развивается в современном мире. Многие деятели искусства используют народные мотивы в своем творчестве. Например, музыканты популярной рок-группы «U–2» в своем творчестве опираются на старинный ирландский фольклор. Российские музыканты и художники также бережно относятся к народным традициям, фольклору.

Рассмотрим основные формы культуры более подробно.

Элитарная (от фр. еlite — лучший, избранный) культура рассчитана на узкий круг людей, разбирающихся в искусстве; включает классические произведения, а также новейшие веяния, известные лишь немногим. В определенном смысле это культура так называемых избранных — людей высоко образованных, наделенных духовным аристократизмом, ценностной самодостаточностью. Критики элитарной культуры говорят, что в ней искусство существует только для искусства, хотя должно ориентироваться на человека; оно замыкается в своем тесном мирке и фактически не приносит пользы человечеству. В начале ХХ века в кругах столичной российской интеллигенции большую популярность приобрел декаданс, направление, провозгласившее полный разрыв с окружающей действительностью, противопоставление искусства реальной жизни. Вместе с тем в рамках элитарной культуры происходит постоянный поиск нового, творческое осмысление идеалов, ценностей и смыслов, предполагается эстетическая свобода и коммерческая независимость творчества, отражается сложность и разнообразие форм художественного освоения мира.

Народная, или национальная, культура предполагает отсутствие персонифицированного авторства, создается всем народом. К ней относятся мифы, легенды, танцы, сказания, эпос, сказки, песни, пословицы, поговорки, символы, ритуалы, обряды и каноны. Элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), коллективными (исполнение песни) и массовыми (карнавальные шествия). В этих произведениях отражается уникальный опыт и специфический характер того или иного народа (этноса), обыденные представления, стереотипы социального поведения, культурные эталоны, нравственные нормы, религиозные и эстетические каноны. Народная культура существует преимущественно в устной форме, характеризуется однородностью и традиционностью, опирается на представления народа о самом себе и окружающем мире. Она может существовать в двух основных видах — популярная (отражает современный быт, нравы, обычаи, песни, танцы) и фольклорная (обращение к прошлому и его ключевым моментам).

Массовая культура ориентируется прежде всего на коммерческий успех и массовый спрос. Она удовлетворяет непритязательные вкусы народных масс, а ее продуктами являются шлягеры, жизнь которых зачастую очень коротка. Они быстро забываются, вытесняемые новым потоком поп-культуры, а сиюминутные потребности и запросы людей становятся направляющей силой развития. Естественно, подобные произведения ориентированы на усредненные стандарты и типового потребителя.

В наш век глобализации с тенденцией к стандартизации культура стремительно утрачивает свою индивидуальность и эксклюзивность. Она все больше нацелена на яркость внешних проявлений и развлекательность, приучает к облегченным трактовкам культурных идеалов, простым решениям, активно использует средства массовой информации, моду и рекламу. Для усвоения продуктов массовой культуры не требуется специальной подготовки и образования — образно говоря, она насыщает желудок, легко и быстро переваривается, но не способствует духовному росту.

Функционирование массовой культуры определяется феноменом потребления, а не потребностью в духовном развитии, самосовершенствовании. Масса вытесняет личность, а стадность и унифицированность становятся ориентирами развития. Современная литература, кино, публицистика зачастую ориентированы на криминальные, экономические, политические, любовные сюжеты, но не поднимают так называемых вечных проблем. Засилье массовой культуры сегодня представляет одну из наибольших опасностей для формирования духовности.

К специфическим признакам массовой культуры относятся следующие: примитивизация отношений между людьми; развлекательность, забавность, сентиментальность; натуралистическое смакование сцен насилия и секса; культ успеха (главным образом финансового, материального), сильной личности и жажда обладания вещами; культ посредственности, условность примитивной символики.

Массовая культура практически не связана с религиозными или классовыми различиями. Средства массовой информации и массовая культура неразрывны между собой. Культура становится «массовой», когда ее продукты стандартизируются и распространяются среди широкой публики. Отличительным признаком произведений массовой культуры является их нацеленность на получение коммерческой прибыли, удовлетворение массового спроса. Сегодня мы практически каждый день сталкиваемся с массовой культурой. Это и многочисленные сериалы, которые идут по телевидению, и ток-шоу, выступления сатириков, эстрадные концерты. Все то, что буквально обрушивают на нас средства массовой информации.

Часто приходится слышать: одновременно во многих странах мира на экраны кинотеатров выходит новый блокбастер — фильм, на производство которого были затрачены огромные суммы, исчисляемые миллионами долларов, фильм, насыщенный компьютерными спецэффектами, все роли в котором играют суперзвезды. Это — типичный продукт современной массовой культуры. В нашу страну сейчас часто приезжают популярные во всем мире артисты, например Мадонна. Ее выступление — шоу — также продукт массовой культуры. Эпитет «массовая» отнюдь не является синонимом «плохая». Может быть очень добротный, качественный продукт массовой культуры, а может быть и бездарный. Как, впрочем, и продукт любой другой культуры.

Важно понимать, что в современном мире все реже можно встретить в чистом виде продукт какой-либо одной формы культуры. Чаще всего это смешение культурных стилей и жанров. Народные произведения могут исполняться на современных музыкальных инструментах и в современной аранжировке. Также трансформируются произведения высокого классического искусства. Важно только, чтобы каждое явление культуры служило целям духовного обогащения людей, развитию человеческой личности.

В современном мире ученые выделяют еще одну форму культуры — экранную (это культура, созданная и передаваемая с помощью компьютера). Примером подобной культуры могут служить столь популярные сегодня у людей разных возрастов компьютерные игры и другие виртуальные развлечения.

Кроме того, в любом обществе существует множество подгрупп, имеющих свои особенные культурные ценности и традиции. Систему норм и ценностей, отличающих группу от остального общества, называют субкультурой. Одной из распространенных в современном мире субкультур является молодежная, отличающаяся своим языком (сленгом) и особенностями поведения. Представитель такой субкультуры, завидев кого-то в модной одежде, непременно скажет: «Какой прикид!» Родителей он называет «предками», а если что-либо происходит не так, он выразится: «Это все не в кассу». Представители разных субкультур хорошо понимают друг друга, а вот их понимают далеко не все. При виде панка с розовыми или зелеными волосами или бритого скина добропорядочный обыватель может только возмутиться и заметить, что мир окончательно сошел с ума и вскоре следует ждать конца света.

Говоря о культуре, мы все время обращались к человеку. Но ограничить культуру отдельным человеком невозможно. Культура обращена к нему как члену определенного сообщества, коллектива. Культура во многом и формирует коллектив, связывает людей с их ушедшими предками, налагает на них определенные обязательства, задает нормативы поведения. Стремясь к абсолютной свободе, люди иногда бунтуют против сложившихся установлений, против культуры. Проникнувшись революционным пафосом, некоторые сбрасывают с себя налет культурности. Что тогда остается от «человека разумного»? Первобытный дикарь, варвар, но не освобожденный, а, напротив, закованный в цепи своей темноты. Бунтуя против культуры, человек тем самым выступает против всего, что накоплено веками, против самого себя, против своей человечности и духовности, утрачивает человеческий облик.

Духовная культура играет важную роль в жизни общества, выступая средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного людьми опыта. Осуществляемый в России переход от тоталитарного к демократическому государству сопровождается глубоким кризисом, охватившим практически все сферы общественной жизни. Его проявления можно наблюдать и в области духовной культуры (смена духовных ценностей; снижение общего уровня культуры населения; низкий уровень государственного финансирования культурных и научных центров; слабость правовой базы, которая должна регламентировать культурные процессы).

Национальная культура. Общность нации, народа выражается в особой национальной культуре. Национальная культура — это ценности, нормы и образцы поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве. К символам относятся: государственный флаг и герб, одежда, священные предметы и места, общие праздники и ритуалы; к верованиям: Бог или божества, священные книги, мифология, легендарные герои, заповеди и запреты, особые культовые действия и священнослужители; к ценностям: моральные установки, представления о добре и зле, отношение к дружбе и любви; к нормам: законы и традиции; к образцам поведения: мода, правила, устойчивые обороты речи, игры.

В большинстве стран мира взаимодействуют разные национальные культуры. При этом существуют различные модели совместного проживания. В одних государствах приезжие люди отказываются от прежних представлений и взглядов, принимая установки, господствующие в данной стране (ассимиляция); в других — этнические группы смешиваются между собой и создают новый тип общей культуры; в третьих — каждая группа сохраняет собственную культуру, и они соседствуют друг с другом. Тот или иной вариант выбирается с учетом исторических особенностей, и невозможно сказать, какой из них лучше, а какой — хуже.

Важной частью национальной культуры является национальное самосознание — совокупность взглядов, оценок, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений членов общности о своей истории, современном состоянии, перспективах развития. Кроме того, у каждой нации или народа есть свой фольклор, танцы, художественные промыслы. Сознательно или бессознательно они опираются на народное творчество, выражают национальные ценности и идеалы. Можно говорить и об особом национальном менталитете — складе ума, стереотипах и установках мышления. Национальная культура является важнейшим наследием наших предков, поэтому ее сохранение и развитие — не только долг государства, но и дело каждого члена общества.


Научное познание

Наука является основной формой человеческого познания.

Научное познание отличается от обыденного:

  • стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений;
  • особым (научным) языком, используемым для описания объектов изучения;
  • специфическими способами обоснования истинности полученных знаний;
  • желанием получить знания, которыми удовлетворяются не только сиюминутные потребности общества, но и те, что важны для будущих поколений.

Выделяют два уровня научного познанияэмпирический и теоретический. Главной задачей эмпирического уровня научного познания является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания — эмпирический (научный) факт. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений; полученное знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.

Основными методами, используемыми в процессе эмпирического познания, являются наблюдение, эмпирическое описание, эксперимент и др.

Наблюдение представляет собой целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого наблюдающий получает знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта. Наблюдение опирается на такие формы чувственного познания, как ощущение, восприятие, представление.

Итогом наблюдения является эмпирическое описание, в процессе которого полученные сведения фиксируются с помощью языковых средств или других знаковых форм.

Особое место среди вышеперечисленных методов занимает эксперимент. Экспериментом называется такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым). Особым видом эксперимента является мыслительный эксперимент, при котором заданные условия являются воображаемыми, но обязательно соответствующими законам науки и правилам логики. При проведении мыслительного эксперимента ученый оперирует не реальными объектами познания, а их образами или теоретическими моделями. На этом основании данный вид эксперимента относят не к эмпирическим, а к теоретическим методам научного познания. Можно сказать, что он является связующим звеном между двумя уровнями научного познания — теоретическим и эмпирическим.

К числу других методов, использующихся в процессе теоретического научного познания, можно отнести метод гипотезы, а также формулирование научной теории и др.

Сущностью метода гипотезы является выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых рассчитывают объяснить те эмпирические факты, которые не укладываются в рамки прежних учений. Целью проверки гипотезы является формулирование законов, принципов или теорий, объясняющих явления окружающего мира. Такие гипотезы называют объяснительными. Наряду с ними существуют так называемые экзистенциальные гипотезы, т. е. предположения о существовании явлений, которые еще не известны науке, но, возможно, вскоре будут открыты (примером такой гипотезы может служить предположение о существовании еще не открытых элементов периодической таблицы Д. И. Менделеева).

На проверке гипотез основано построение научных теорий. Научной теорией называется логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выражено особой системой понятий. Любая научная теория выполняет не только описательную, но и прогностическую функцию: она помогает определить направление дальнейшего развития общества, а также происходящих в нем явлений и процессов. В этом ее основное значение.

Социальные науки, их классификация

Общество - настолько сложный объект, что одной науке не по силам изучить его. Только общими усилиями многих наук можно полно и непротиворечиво изучить и описать самое сложное образование, какое только существует на этом свете, — человеческое общество. Совокупность наук, изучающих общество в целом, называют обществознанием. В числе этих наук — философия, история, социология, экономика, политология, психология и социальная психология, антропология и культурология. Это фундаментальные науки, состоящие из множества поддисциплин, разделов, направлений, научных школ.

Возникнув позже многих других наук, обществознание вбирает их понятия и конкретные результаты — статистику, табличные данные, графики, понятийные схемы и теоретические категории.

В совокупности наук, относящихся к обществознанию, выделяют две разновидности — социальные и гуманитарные.

Если социальные науки — это науки о поведении людей, то гуманитарные — это науки о духе. Можно сказать иначе, предметом социальных наук является общество, а предметом гуманитарных дисциплин — культура. Основным предметом социальных наук выступает поведение людей.

Социология, психология, социальная психология, экономика, политология, а также антропология и этнография (наука о народах) относятся к социальным наукам. У них много общего, они тесно связаны между собой и составляют своего рода научный союз. Примыкает к нему группа других, родственных ему дисциплин — философия, история, искусствознание, культурология, литературоведение. Их относят к гуманитарному знанию.

Поскольку смежные науки постоянно взаимодействуют и обогащают друг друга новыми знаниями, границы между социальной философией, социальной психологией, экономикой, социологией и антропологией можно считать весьма условными. На их пересечении постоянно возникают междисциплинарные науки — к примеру, на стыке социологии и антропологии появилась социальная антропология, на стыке экономики и психологии — экономическая психология. Кроме того, существуют такие интегративные дисциплины, как юридическая антропология, социология права, экономическая социология, культурная антропология, психологическая и экономическая антропология, историческая социология.

К разделу ведущих общественных наук относятся:

Экономика — наука, изучающая принципы организации хозяйственной деятельности людей, отношения производства, обмена, распределения и потребления, формирующиеся в каждом обществе, формулирует основания рационального поведения производителя и потребителя благ. Экономика изучает также поведение больших масс людей в рыночной ситуации. В малом и большом — в общественной и частной жизни — люди и шага ступить не могут, не затрагивая экономических отношений. Договариваясь о работе, покупая товары на рынке, считая свои доходы и затраты, требуя выплаты зарплаты и даже собираясь в гости, мы так или иначе учитываем принципы экономии.

Социология — наука, изучающая взаимоотношения, возникающие между группами и общностями людей, характер структуры общества, проблемы социального неравенства и принципы разрешения социальных конфликтов.

Политология — наука, изучающая феномен власти, специфику социального управления, а также отношения, возникающие в процессе осуществления государственно-властной деятельности.

Психология — наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков — проблема души. Психологи изучают устойчивое и повторяющееся в индивидуальном поведении. В центре внимания находятся проблемы восприятия, памяти, мышления, обучения и развития человеческой личности. В современной психологии много отраслей знания, в том числе психофизиология, зоопсихология и сравнительная психология, социальная психология, детская психология и педагогическая психология, возрастная психология, психология труда, психология творчества, медицинская психология и др.

Антропология — наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Она изучает примитивные племена, которые сохранились с первобытных времен в затерянных уголках планеты: их обычаи, традиции, культуру, манеры поведения.

Социальная психология изучает малые группы. В роли малой группы может выступать семья, компания друзей, спортивная команда. Социальная психология — это пограничная дисциплина. Она сформировалась на стыке социологии и психологии, взяв на себя те задачи, которые не могли решить эти науки. Оказалось, что большое общество воздействует на индивида не прямо, а через посредника — малые группы. Этот ближайший к человеку мир друзей, знакомых и родных играет исключительную роль в нашей жизни. Мы вообще живем не в больших мирах, а в малых, — в конкретном доме, семье, фирме и т. п. Малый мир влияет на нас порой даже сильнее, чем большой. Вот почему появилась наука, которая вплотную занялась его изучением.

История — одна из важнейших наук в системе социально-гуманитарного знания. Объектом ее изучения является человек, его деятельность на протяжении существования человеческой цивилизации. Слово «история» греческого происхождения и означает «исследование», «разыскивание». Некоторые ученые считали, что объектом изучения истории является прошлое. Известный французский историк М. Блок категорически возражал против этого: «Сама мысль, что прошлое как таковое способно быть объектом науки, абсурдна». Так ли это?

Возникновение исторической науки относится ко временам древних цивилизаций. «Отцом» истории принято считать древнегреческого историка Геродота, составившего труд, посвященный греко-персидским войнам. Однако это вряд ли справедливо: Геродот использовал не столько исторические данные, сколько сказания, предания и мифы, поэтому труд его не может считаться вполне достоверным. Значительно больше оснований считать «отцами» истории Фукидида, Полибия, Арриана, Тацита, Марцеллина. Эти древние историки использовали для описания событий документы, собственные наблюдения, свидетельства очевидцев. Все древние народы считали себя народами-историографами и почитали историю как учительницу жизни. Полибий писал: «Уроки, почерпнутые из истории, наиболее верно ведут к просвещению и подготовляют к занятию общественными делами, повесть об испытаниях других людей есть вразумительнейшая и единственная наставница, научающая нас мужественно переносить превратности судьбы».

И хотя с течением времени люди стали сомневаться в том, что история может научить последующие поколения не повторять ошибки предыдущих, важность изучения этой науки не оспаривалась. Известный русский историк В. О. Ключевский в своих размышлениях об истории писал: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

Культурологию интересует прежде всего мир искусства — живопись, архитектура, скульптура, танцы, развлечения и массовые зрелища, институты образования и науки. Субъектами культурного творчества выступают индивиды, малые и большие группы. В этом смысле культурология охватывает все типы объединения людей, но только в той мере, насколько это касается создания культурных ценностей.

Демография изучает население — все множество людей, составляющих человеческое общество. Демографию интересует прежде всего то, как люди воспроизводятся, сколько живут, почему и в каком количестве умирают и куда передвигаются большие человеческие массы. Она смотрит на человека отчасти как на природное, отчасти как на общественное существо. Рождаются, умирают и размножаются все живые существа. Эти процессы регулируются в первую очередь биологическими законами. Например, наука считает, что больше 110–150 лет человек жить не может. Таков его биологический ресурс. Однако большинство людей доживают в среднем до 60–70 лет. Но это сегодня, а двести лет назад средняя продолжительность жизни не превышала 30–40 лет. В бедных и слаборазвитых странах и сегодня люди живут меньше, чем в богатых и развитых. Продолжи- тельность жизни человека определяется как биологическими, наследственными особенностями, так и социальными условиями (быт, труд, отдых, питание).

Социальное и гуманитарное знание

Социальное познание — это познание общества. Познание общества — процесс очень сложный в силу ряда причин.

  1. Общество является самым сложным из объектов по знания. В общественной жизни все события и явления настолько сложны и многообразны, настолько непохожи друг на друга и так причудливо переплетаются, что обнаружить в ней определенные закономерности очень трудно.
  2. В социальном познании исследуются не только материальные (как в естествознании), но и идеальные, духовные отношения. Они значительно сложнее, многообразнее и противоречивее, чем связи в природе.
  3. В социальном познании общество выступает и как объект, и как субъект познания: люди творят свою собственную историю и они же познают ее.

Говоря о специфике социального познания, следует избегать крайностей. С одной стороны, нельзя с помощью теории относительности Эйнштейна объяснить причины исторического отставания России. С другой стороны, нельзя утверждать непригодность для обществознания всех тех методов, которыми исследуется природа.

Первичным и элементарным методом социального познания является наблюдение. Но оно отличается от того наблюдения, которое используют в естествознании. В обществознании познание касается одушевленных, наделенных сознанием объектов. И если, например, звезды даже при многолетнем наблюдении за ними остаются совершенно невозмутимыми по отношению к наблюдателю и его намерениям, то в общественной жизни все иначе. Как правило, обнаруживается обратная реакция со стороны изучаемого объекта, что либо делает наблюдение с самого начала невозможным, либо прерывает его где-то посередине, либо вносит в него такие помехи, которые существенно искажают результаты исследования. Поэтому невключенное наблюдение в обществоведении дает недостаточно достоверные результаты. Необходим другой метод, который носит название включенное наблюдение. Оно осуществляется не со стороны, не извне по отношению к изучаемому объекту (социальной группе), а изнутри его.

При всей своей значимости и необходимости наблюдение в обществознании демонстрирует те же самые принципиальные недостатки, что и в других науках. Наблюдая, мы не можем изменять объект в интересующем нас направлении, регулировать условия и ход изучаемого процесса, воспроизводить его настолько многократно, насколько это требуется для завершенности наблюдения. Существенные недостатки наблюдения в значительной степени преодолеваются в эксперименте.

Эксперимент носит активный, преобразующий характер. В эксперименте мы вмешиваемся в естественный ход событий. По В. А. Штоффу, эксперимент можно определить как вид деятельности, предпринимаемой в целях научного познания, открытия объективных закономерностей и состоящей в воздействии на изучаемый объект (процесс) посредством специальных инструментов и приборов. Благодаря эксперименту удается: 1) изолировать исследуемый объект от влияния побочных, несущественных и затемняющих его сущность явлений и изучать его в чистом виде; 2) многократно воспроизводить ход процесса в строго фиксированных, поддающихся контролю и учету условиях; 3) планомерно изменять, варьировать, комбинировать различные условия в целях получения искомого результата.

Социальный эксперимент обладает рядом существенных особенностей.

  1. Социальный эксперимент носит конкретно-исторический характер. Эксперименты в области физики, химии, биологии могут быть повторены в различные эпохи, в различных странах, ибо законы развития природы не зависят ни от формы и типа производственных отношений, ни от национальных и исторических особенностей. А социальные эксперименты, нацеленные на преобразование экономики, национально-государственного устройства, системы воспитания и образования и т. д., в различные исторические эпохи, в разных странах могут давать не только разные, но и прямо противоположные результаты.
  2. Объект социального эксперимента обладает гораздо меньшей степенью изоляции от остающихся вне эксперимента подобных объектов и всех воздействий данного общества в целом. Здесь невозможны такие надежные изолирующие устройства, как вакуумные насосы, защитные экраны и т. п., применяемые в процессе физического эксперимента. А это значит, что социальный эксперимент не может быть осуществлен с достаточной степенью приближения к «чистым условиям».
  3. Социальный эксперимент предъявляет повышенные требования к соблюдению «техники безопасности» в процессе его проведения по сравнению с естественнонаучными экспериментами, где допустимы даже эксперименты, совершаемые методом проб и ошибок. Социальный эксперимент постоянно оказывает непосредственное воздействие на самочувствие, благосостояние, физическое и психическое здоровье людей, вовлеченных в «экспериментальную» группу. Недооценка любой детали, малейший сбой в ходе эксперимента могут оказать пагубное воздействие на людей, и никакими благими намерениями его организаторов оправдать это невозможно.
  4. Социальный эксперимент не должен проводиться в целях получения непосредственно теоретического знания. Ставить опыты (эксперименты) на людях антигуманно во имя любой теории. Социальный эксперимент — это эксперимент констатирующий, подтверждающий или отрицающий.

Одним из теоретических методов познания является исторический метод исследования, т. е. такой метод, который выявляет значимые исторические факты и стадии развития, что позволяет в итоге создать теорию объекта, раскрыть логику и закономерности его развития.

Другой метод — моделирование. Под моделированием понимают такой метод научного познания, при котором исследование осуществляется не на самом интересующем нас объекте (оригинале), а на его заместителе (аналоге), сходном с ним в определенных отношениях. Как и в других отраслях научного знания, моделирование в обществоведении применяется тогда, когда сам предмет недоступен для непосредственного изучения (скажем, он еще не существует, как, например, в прогностических исследованиях) либо это непосредственное изучение требует колоссальных затрат, или вообще невозможно в силу этических соображений.

В своей целеполагающей деятельности, из которой складывается история, человек всегда стремился постичь будущее. Интерес к будущему обострился в современную эпоху в связи со становлением информационно-компьютерного общества, а также из-за тех глобальных проблем, которые ставят под сомнение само существование человечества. Предвидение вышло на первое место.

Научное предвидение представляет собой такое знание о неизвестном, которое основывается на уже известном знании о сущности интересующих нас явлений и процессов и о тенденциях их дальнейшего развития. Научное предвидение не претендует на абсолютно точное и полное знание будущего и на обязательную достоверность: даже тщательно выверенные и взвешенные прогнозы оправдываются лишь с определенной степенью достоверности.

Признаки науки
Предмет изучения Системность знаний Специфические методы познания, связанные с сущностью предмета изучения

Наука – одна из форм духовной культуры.

Функции современной науки
Культурно-мировоззренческая Определяет мировоззрение, которое превращает в составную часть культуры
Непосредственная производительная сила общества Наука – это мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования производства
Начинает выступать в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития и управления обществом Данные науки используются для разработки социально-экономических программ

Классификация наук
Точные науки Технические науки Естественные науки Гуманитарные науки
Это науки о числах и количественных отношениях Это науки о технике и механизмах Это науки о природе Это науки об обществе
Математика, информатика Техника, металловедение, физика Химия, биология, география, экология, генетика История, политология, эстетика, этика, экономика, социология

По направленности и по непосредственному отношению к практике:
Фундаментальные науки Прикладные науки
Изучают в чистом виде законы, управляющие поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления Служат для непосредственного применения результатов фундаментальных наук, для решения познавательных, производственных и социально-практических задач

Исторически наука возникла из практики и развивается на её основе.
Главный двигатель развития науки – общественные потребности и прежде всего потребности материального производства.
Самые глубокие открытия в наше время можно сделать либо на стыке наук, либо на стыке их переплетения.

Дифференциация Интеграция
Это расчленение, дробление традиционных наук на всё новые и новые ветви и направления Это объединение наук, возникновение новых научных дисциплин, синтезирующих в себе достижения двух и более наук, ранее не известных
Пример: из биологии выделились генетика, экология, эволюционная теория, микробиология, физиология и т. д. Пример: физическая химия, химическая биология, биологическая механика, кибернетика, бионика и т. д.

Наука и общество
Наука создаёт картину мира
Представления человека о природе Представление человека об обществе Представления человека о самом человеке и его месте в природе и обществе
Создаёт искусственную природу — техносферу Создаёт и изменяет идеологию, политику, социальный порядок Формирует человека через образование, основанное на науке

Современная наука составляет важнейший компонент научно-технической революции (НТР), её движущую силу.

НТР – это коренные сдвиги в системе научного знания и в технике, неразрывно связанные с историческим процессом развития человечества.
Достижения НТР:
— Применение роботов (автоматически управляемых машин);
— Использование принципиально новых материалов с заданными свойствами (пластмассы, искусственные волокна);
— Внедрение в производство ультразвуковых и других методов обработки;
— Использование новых видов энергии;
— Использование лазеров в технике;
— Освоение космоса.

Но: бороться с вредными последствиями НТР можно только с помощью самой НТР.

Социальная и личностная значимость образования

Одна из составляющих успешности человека в наше время — получение современного высококачественного образования, овладение необходимыми для жизни в обществе знаниями, умениями, навыками, приемами деятельности. Человеку сегодня надо учиться практически всю свою жизнь, осваивая все новое и новое, обретая необходимые профессиональные качества. Чтобы получить престижную работу, нужно подчас иметь не одно высшее образование, а два или даже три.

Что же понимается учеными под образованием? В словаре обществоведческих терминов дается следующее толкование: «образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков». Образование обеспечивает передачу из поколения в поколение накопленных людьми духовных богатств, знаний о природе и обществе, человеке. Люди учатся трудиться, осваивать новое.

Каким образом люди приобщаются к образованию? Прежде всего при помощи занятий в различных образовательных учреждениях, главным же образом — в школе. Хотя многое достигается путем самостоятельных занятий — самообразования, поиска информации и ее осмысления.

Содержание образования всегда определяется требованиями и условиями развития общества. Какой гражданин необходим стране, такие качества в нем и нужно формировать в процессе обучения и воспитания, которые в комплексе и составляют образование. Поэтому в каждой стране формируется и осуществляется собственная образовательная политика, отвечающая на вопросы: «Кого учить?», «Чему учить?», «Как учить?»

Но какой бы ни была эта политика, любые новшества в системе обучения и воспитания не должны вытеснять то положительное, что есть в образовании. Компьютер не должен полностью заменить книгу или театр, а поощрение индивидуальности, учет личностных интересов и особенностей каждого школьника не следует понимать как полный отказ от взаимодействия с коллективом, от чувства товарищества и сотрудничества.

В современных российских общественно-экономических условиях от человека требуется, во-первых, быть хорошим специалистом в своей профессии, во-вторых, постоянно обновлять свои знания, в-третьих, быть готовым изменить сферу деятельности, в-четвертых, обладать навыками успешного взаимодействия с людьми.

В России всегда ценились грамотные, образованные люди. Известная русская пословица, помещенная в словаре В. И. Даля, гласит: «Ученье — свет, неученье — тьма».

Во все времена учеба считалась занятием полезным и престижным. Еще князь Владимир Мономах в своем «Поучении детям» подчеркивал необходимость учения, овладения книжным знанием. О том, насколько высок был уровень грамотности в древнерусских городах, свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты, найденные при раскопках. В XVI веке при царе Иване Грозном было решено открывать «школы грамоты» на дому у священнослужителей, набирать в них ребят и учить чтению, письму, «счетной мудрости» (арифметике). В 1687 году в Москве открылось первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия, которую закончил в свое время М. В. Ломоносов. Важнейшей вехой в развитии российского образования стал 1755 год — год открытия Московского университета, создателем которого можно по праву считать Ломоносова.

Система образования, основанная на принципах преемственности обучения, впервые начала складываться в России в конце XVIII века при Екатерине Великой. Именно тогда появилась классно-урочная система и предметный подход. Императрица считала, что школа должна воспитать новое поколение людей, поэтому будущих граждан следует забирать из семьи на 10–12 лет, чтобы родители с самого раннего детства «не могли испортить ребенка».

В XIX веке увеличивается количество самых разнообразных учебных заведений: помимо Москвы, высшие учебные заведения появляются и в других крупных городах — Санкт-Петербурге, Киеве, Казани, Одессе, Томске; организуются лицеи, классические гимназии и реальные училища, частные школы-пансионы. Именно тогда в обществе возникает первая крупная дискуссия о том, каким должно быть образование, на что следует обращать основное внимание — на теоретические знания или практический опыт, на гуманитарные дисциплины или точные науки, на воспитание законопослушных граждан или развитие критического мышления. В конце концов победил классический подход — наиболее важным было признано изучение древних языков и основ наук, а не практические навыки. Отголоском этого противостояния был спор между «физиками» и «лириками» в СССР, когда также выяснялось, что важнее для развития человечества — технические или гуманитарные науки.

Однако в XIX веке образование было привилегией главным образом дворянского сословия. Простые люди — крестьяне, рабочие — в большинстве своем были неграмотны, в лучшем случае, они могли посещать церковно-приходские школы, где занятия вели полуграмотные дьяки.

Одними из главных проблем дореволюционной России считались «необразованность народа и ненародность образования». К началу ХХ века около 80 % населения России оставалось неграмотным. И только после Октябрьской революции 1917 года были предприняты решительные шаги по ликвидации неграмотности среди народа.

Советская власть предложила полностью изменить сложившуюся в России систему образования: в 20-е годы школьные уроки и предметная система были ликвидированы, отменены оценки, не стало домашних заданий и учебников, а вместо этого учащиеся объединялись в группы и решали поставленную перед ними проблему. Например, в начале учебного года они занимались темой «Труд крестьянина» и подбирали материал из разных областей знаний — географии, биологии, литературы, истории. Итогом нескольких недель работы являлся отчет группы. Идея была проста — решая поставленную задачу, пытливые ученики постигают различные науки без насилия, с интересом, сами определяют пробелы в образовании. На практике же это привело к падению общего уровня образованности: учащиеся писали и считали с грубейшими ошибками, нередко несколько учащихся выполняли задание за всю группу, а остальные ничего не делали — идеология подменила собой образование. Действительно, коммунистическое воспитание в школах выдвигалось на первое место, а это приводило к тому, что к получению высшего образования выпускники были абсолютно не готовы.

В 30-е годы все предыдущие эксперименты были признаны неудачными и обучение переведено на проверенную веками классно-урочную систему. Постепенно формируется современная система образования, функционирующая в России по сей день. Она состоит из нескольких ступеней: дошкольное воспитание (детский сад), начальная школа, среднее образование, специальное образование (профессиональное, среднее и высшее).

В 50-е годы в школах была введена обязательная трудовая подготовка и считалось необходимым, чтобы выпускники сначала поработали на предприятии, а потом поступали в высшие учебные заведения. В конце 60-х годов было объявлено об обязательном 10-летнем образовании.

Современное российское государство также проводит реформирование системы образования. Конституция РФ 1993 года в статье 43 гарантирует каждому право на образование, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях; на конкурсной основе каждый вправе бесплатно получить и высшее образование.

Всем гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования, при этом полное общее среднее образование является обязательным. В Конституции говорится также о различных формах образовательных учреждений (согласно Основному закону в России имеют право на существование и частные школы, и школы с углубленным изучением определенных предметов и т. п.) и возможности самообразования (для этого есть общедоступные библиотеки, различные кружки и клубы по интересам).

В России существует система принципов государственной образовательной политики. В настоящее время в нашей стране провозглашены следующие принципы:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие;
  • единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
  • общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
  • светский характер образования в государственных учреждениях;
  • свобода и плюрализм в образовании;
  • демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений.

В России образование провозглашается приоритетным направлением развития. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

  1. общеобразовательные (основные и дополнительные), которые направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ: дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования;
  2. профессиональные (основные и дополнительные), которые направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации: начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования.

С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Законом РФ «Об образовании» предусмотрены следующие типы образовательных учреждений в России:

  1. дошкольные;
  2. общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
  3. учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
  4. учреждения дополнительного образования взрослых;
  5. специальные (коррекционные) для воспитанников с отклонениями в развитии;
  6. учреждения дополнительного образования;
  7. учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
  8. учреждения дополнительного образования детей;
  9. другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Сегодня в нашей стране проводятся эксперименты по введению в старшей школе профильного образования и единого государственного экзамена (ЕГЭ), усиливается внимание к умению школьников на практике демонстрировать полученные теоретические знания, поощряется создание школьных парламентов и написание школьных конституций, делается акцент на пропаганду здорового образа жизни. В последние годы приняты важные поправки в Закон РФ «Об образовании». С 2009 года единый государственный экзамен становится обязательным. В 2007 году принята поправка о введении в стране обязательного среднего образования.

В последние годы для того, чтобы облегчить выпускнику основной школы выбор профиля обучения, в 9 классах вводятся предпрофильные курсы по выбору. Подобные курсы призваны помочь школьнику сориентироваться в своих предпочтениях, определить, какие предметы школьной программы ему более интересны, и, возможно, сделать выбор своей будущей профессии. По сути, по окончании основной школы выпускникам предстоит сделать первый сознательный выбор: куда пойти учиться дальше? Можно пойти в профессиональный колледж, получать начальное или среднее профессиональное образование. Можно поступить в старшую профильную школу, например в класс с углубленным изучением социально-гуманитарных предметов, таких как обществознание, право, литература, история. Можно пойти в класс с углубленным изучением литературы, русского и иностранного языков. Существуют также профильные классы физико-математической и естественно-научной направленности. Многие современные российские школьники как вариант получения полного среднего образования выбирают экстернат, позволяющий кратко, в модульной форме пройти программу средней школы (например, в течение одного года освоить программу 10–11 классов) и поступить в вуз.

В 2006 году в России стартовал инициированный В. В. Путиным комплексный Приоритетный национальный проект «Образование». Он предусматривает подключение всех школ России к сети Интернет, оснащение кабинетов современным учебным оборудованием, поддержку творческих, эффективно работающих педагогов, школ, вузов, региональных образовательных систем.

Составим твой персональный план подготовки к ЕГЭ

Хочу!