Задание 24 из ЕГЭ по русскому языку

Тема: «Лексическое значение слова»

За это задание вы можете получить 1 балл на ЕГЭ в 2026 году
Разбор сложных заданий в тг-канале:
Задача 1

ТРУСОСТЬ

(1)Максим влетел в дом весь в грязи и с заметно припухшей левой скулой. (2)Его маленькие кулачки были судорожно сжаты, кожа на костяшках в нескольких местах содрана.

—…

Задача 2

(1)Мака до шестнадцати лет жил в райцентре. (2)Центр этот только назывался «рай», но райского в нём было мало. (3)Для Маки. (4)Для некоторых других, например гостей, в нём было оче…

Задача 3

(1)Дмитрий Иванович неторопливо шагал по аллее, откинув за спину полы белого халата и сцепив под ними руки. (2)Ещё издали Дмитрий Иванович увидел, как вышел на крыльцо отделения вы…

Задача 4

(1)Когда прадед начинал, бывало, рассказывать или советы давать, я мог слушать часами, неотрывно. (2)Потом я стал даже кое-что записывать для памяти. (3)Вот и про владение.

(4)«Слу…

Задача 5

(1)Дождливый летний день. (2)Именно в такой день я подходил к Светлому озеру, к знакомому сторожу Тарасу.

(3)Когда я подходил к избушке, из травы кубарем вылетела на меня пёстрая …

Задача 6

СЛОН ГОЛУБОГЛАЗЫЙ

(1)И как только я ни называл её про себя! (2)Топало, бегемот, медведица…

(3)Помню, я даже растерялся, когда впервые увидел её, — такая вдруг стопудовая туша выпер…

Задача 7

ЗНАМЯ ПОБЕДЫ

(1)В пору цветения садов как-то все сразу вспоминают о ветеранах Великой Отечественной войны. (2)Бело-розовый яблоневый цвет заставляет нас не только радоваться прелес…

Задача 8

ВЕЩИ И КНИГИ

(1)Мы живём среди овеществлённых человеческих мыслей, вступивших некогда в спор с забвением и одержавших победу.

(2)Самыми ценными памятниками являются те, которые с…

Задача 9

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПИСЬМО

(1)Это было несколько лет тому назад. (2)Все собирались праздновать Рождество Христово, готовили ёлку и подарки. (3)А я был одинок в чужой стране, ни семьи, …

Задача 10

(1)Учась на четвёртом курсе, они начали встречаться.
— (2)Вчера только сделала маникюр и вот ноготь за кульманом сломала, — плаксиво жаловалась Марина и протягивала карандаш моему…

Задача 11

(1)Он стоял на берегу, облитый солнцем, плечистый. (2)Ветер трепал его лёгкие, светлые волосы, а кончик носа был розовый — только что сошла обгоревшая на солнце кожа. (3)В одной ру…

Задача 12

— (1)Вот ваши ученики, — сказала директорша школы, вводя меня в класс.

(2)Что это? (3)Передо мной, сверкая золотыми погонами и отлично вычищенными сапогами, сидели офицеры. (4)Одн…

Задача 13

МАГИЯ КНИГИ

(1)Книга — это магический предмет, раскрыв который уносишься от прозаичности сего дня и места в иной, волшебный или обыденный — но всегда дающий пищу для воображения, …

Задача 14

(1)Не только состояние души проявляется во внешности, но и облик человека во многом определяет особенности его личности. (2)Недостатки, часто даже незаметные окружающим, могут дост…

Задача 15
Я ПОМНЮ РУКИ ТВОИ...

(1)...Мама, мама! (2)Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. (3)За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, —…

Задача 16

(1)На открытие музея баба Нюша не смогла прийти — заболела. (2)Но теперь, пооправившись, засобиралась. (3)Хотела своими глазами увидеть то, что другие видели. (4)Иного интереса у н…

Задача 17

ДРУЖИЩЕ ТОБИК

(1)У писателя Александра Степановича Грина был в тихом Старом Крыму невзрачный пёсик-дворняга Тобик. (2)Пёсика этого вся улица, где жил Грин, несправедливо считала д…

Задача 18

СЧАСТЬЕ

(1)Леночка стояла от меня всего в двух шагах, не больше. (2)Задрав головёнку, с любопытством глядела, как я заколачивал гвоздь. (3)Близилась зима — надо было утеплить курят…

Задача 19

…(1)Что мы знаем о себе? (2)У нас всё начинается словом «война». (3)Когда мы начинаем рассказывать о себе, мы узнаём, что у нас было детство, отрочество, юность… (4)Только военное …

Задача 20

ЗЛО

(1)Жило-было Зло. (2)Оно было не мальчик и не девочка, не камень и не пропасть, не гадюка и не крокодил. (3)Даже очертить его никто бы не мог — тут оно есть, а тут его нет.

(4)…

1 2 3 4 5 ... 11

Номер двадцать четыре из экзамена по русскому языку весьма разноплановый, а тема его — лексическое значение слова. Во время его выполнения, а также подготовки к нему вы вспомните, что такое синонимы, фразеологизмы, антонимы, а также узнаете диалектизмы и историзмы. Для успешного решения данного номера вам нужно будет понимать значения всех основных терминов из лексикологии, а также иметь навыки анализа конкретных примеров.

При подготовке вспомните о прямом и переносном значении слова. Прямое значение — оно и есть прямое, буквальное, а вот с переносным нужно разобраться. Так, метафора — это новое значение слова, чем-то схожее с его прямым смыслом («дождь стучит», «золотая осень»), а метонимия возникает, когда имеется реальная связь между объектами, но в ее обозначении что-то упрощается. Примером, может служить словосочетание «читать Пушкина», ведь всем понятно, что полный ее вариант должен звучать примерно как «читать произведение Пушкина». Задача 24 активно использует также синонимы (контекстные) — разные слова, которые имеют одинаковое или примерно одинаковое значение. При этом у одного слова может быть множество синонимов, но их оттенки смысла, сочетаемость с другими словами, а также сфера употребления не всегда совпадают.

Антонимы (контекстные), наоборот, имеют противоположное значение: «горячий — холодный». Антонимы могут быть как полностью самостоятельными словами («хорошо — плохо»), так и производными одного и того же слова, изменяющегося благодаря приставке («открыть — закрыть»).

Фразеологизмы слышал каждый из нас: «как с гуся вода, битый час, куда глаза глядят». Это устойчивые выражения, используемые как готовые штампы. Фразеологические обороты тоже возможно встретятся в задании двадцать четыре из ЕГЭ по русскому языку.

Онлайн-школа «Турбо»

  • Прямая связь с преподавателем
  • Письменные дз с проверкой
  • Интересные онлайн-занятия
  • Душевное комьюнити
Получить бесплатно

Составим твой персональный план подготовки к ЕГЭ. Абсолютно бесплатно!

Хочу!