Пунктуационный анализ текста
Теория к заданию 21 из ЕГЭ по русскому языку
Задания в этой теме по своей сути направлены на итоговую проверку ваших знаний по пунктуации — знаете ли вы правила постановки тех или иных знаков препинания и умеете ли применять эти знания на конкретном языковом материале — в тексте.
Поэтому для безупречного выполнения этого задания вам нужно повторить практически все знаки препинания, каждый из которых выполняет как минимум две разные функции в предложении, следовательно, употребляется в тексте задания не менее трёх раз.
Конечно, некоторые знаки препинания будут частотными в КИМ (например, тире, двоеточие, запятые), а некоторые могут вообще не быть представленными (например, знаки препинания конца предложения — точка, вопросительный и восклицательный знаки, хотя теоретически и практически эти знаки могут стоять и в середине предложения). Мы облегчили вам задачу подготовки к выполнению задания 21, исключив необходимость поиска по всем учебникам и Интернету: в нашем пособии впервые представлена сводная таблица знаков препинания, их роли в предложении и правил постановки каждого из них.
Сложность формирования пунктуационных умений заключается в том, что они предполагают и грамматико-синтаксические, и речевые операции. Осознание структуры синтаксической конструкции проходит с опорой на синтаксические познания и отражает способность экзаменуемых соотносить конкретный языковой материал с отвлечённой схемой, а выбор необходимого знака предполагает и синтаксические, и пунктуационные умения, и способность соотносить конкретный материал со схемой, с образцом, и понимание смысловых оттенков той или иной конструкции. Этим обусловлены низкие результаты усвоения участниками экзамена пунктуационных норм. В вариантах единого государственного экзамена для анализа будут предложены тексты, пунктуационный анализ которых предполагает поиск конструкций с запятой, двоеточием, тире. Количество верных ответов в задании ограничивается только количеством предложений в тексте (из «Методических рекомендаций для учителей, подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по русскому языку» — М., 2018). |
Знаки препинания и правила их употребления
Тире
В каком предложении употребляется | Правило | Примеры | |
1. | В простом предложении между подлежащим и сказуемым |
|
Одиночество в творчестве — тяжёлая штука (Чехов). Два и два — четыре. Два — чётное число. Жить — Родине служить (пословица). Наша цель — получить знания. Понять — значит простить. |
2. | В простом неполном предложении |
|
За ночным окном — туман. Здесь — овраги, дальше — степи, ещё дальше — пустыня… (Федин) Ночи стали чернее, дни — пасмурнее. В зале говорили свидетели — торопливо, обесцвеченными голосами, судьи — неохотно и безучастно (Горький). |
3. | При однородных членах |
|
На лужайке, в беседке, на площадке для гольфа — всюду тишина.
Разве всё это: одежда, внешность, причёска — не говорят нам больше всяких слов о человеке? |
4. | В предложениях с приложением |
|
На маяке жил только сторож — старый глухой швед, бывший шкипер (Паустовский).
Степь — бесконечная равнина — всегда была мила его сердцу. В дальнем углу светилось жёлтое пятно — огонь в окне квартиры Серафимы (Горький). Лютейший бич небес, природы ужас — мор свирепствует в лесах (Крылов). |
5. | В сложносочинённом предложении | если во второй части содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление | Все вскочили, схватились за ружья — и пошла потеха (Лермонтов). Ещё напор — и враг бежит (Пушкин). |
6. | В сложноподчинённом предложении |
|
Как он добрался сюда — уж этого никак не мог он понять (Гоголь).
Кто весел — тот смеётся, кто хочет — тот добьётся, кто ищет — тот всегда найдёт (Лебедев-Кумач). |
7. | В бессоюзном сложном предложении |
|
Сыр выпал — с ним была плутовка такова (Крылов). Чин следовал ему — он службу вдруг оставил (Грибоедов). Меньше знаешь — крепче спишь. Пашню пашут — руками не машут (пословица). |
8. | При вводных предложениях и вставных конструкциях | для выделения вводных и вставных конструкций в середине предложения с целью его дополнения или пояснения; выражающие чувства автора | …Сидят здесь под страхом смерти и — что ещё хуже — под проливным дождём (Казакевич). Со мной он был очень холоден, и — странное дело — я словно его боялся (Тургенев). |
9. | В репликах диалога | между репликами диалога | — Можно, я нарисую не чашку, а то, чего я никогда не видел? — спросил он. — Что же ты хочешь нарисовать? — удивилась учительница. — Дерево эвкалипт, — сказал мальчик задумчиво (Тэсс). |
10. | При прямой речи | для выделения слов автора, если они следуют после прямой речи или стоят в середине прямой речи | «Кто всякому друг, того я другом не считаю», — писал Мольер; «Привлекай к себе друзей хорошими деяниями, — учили древние мудрецы. — В этом смысл подлинной дружбы». |
11. | В предложениях между двумя словами | между двумя словами, обозначающими время, количество, место, тире имеет значение пределов «от … до»; между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение | Планы на январь — февраль; рукопись объёмом двадцать — двадцать пять авторских листов; скорый поезд Ростов-на-Дону — Москва; Закон Бойля — Мариотта. |
Многоточие
В каком предложении употребляется | Правило | Примеры | |
1. | В конце предложения | для обозначения незаконченности высказывания | Но жизнь течёт всё в тех же угрюмых берегах, а огни ещё далеко. И опять приходится налегать на вёсла… (Короленко) |
2. | В середине предложения | при перечислении слов с нераскрытым содержанием, для обозначения недосказанности | Но всё-таки… всё-таки впереди огни! (Короленко) |
3. | В начале предложения | указывает, что продолжается прерванное какой-нибудь вставкой повествование или что между описываемыми в предшествующем и данном текстах событиями прошло много времени | …А теперь вернёмся к началу этой истории, продолжавшейся много лет. |
4. | В цитатах | для указания на пропуски слов и предложений перед цитатой, в середине или в конце | Л.Н.Толстой писал: «…в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства…» |
Двоеточие
В каком предложении употребляется | Правило | Примеры | |
1. | В предложениях с однородными членами | после обобщающего слова перед однородными членами | Приметы осени связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного неба (Паустовский). |
2. | В предложениях с прямой речью | если прямая речь стоит после авторских слов | Чехов отмечал: «Язык должен быть прост и изящен». |
3. | В бессоюзном сложном предложении |
|
Тёмный лес хорош в яркий солнечный день: тут и прохлада и чудеса световые (Пришвин). Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну (Лермонтов). Печален я: со мною друга нет (Пушкин). Одно было несомненно: назад он не вернётся (Тургенев). Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? (Чехов) |
Точка с запятой
В каком предложении употребляется | Правило | Примеры | |
1. | В простом предложении с однородными членами | для разделения однородных членов без союзов, если при них уже есть запятые | Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; про вести города, про моды беседы с нею не вела (Пушкин). |
2. | В бессоюзном сложном предложении | если простые с составе сложного значительно распространены и имеют внутри запятые | Берёзы, тополя, черёмуха распускали свои клейкие и пахучие листья; липы надували лопавшиеся почки (Л. Толстой). |
3. | В сложноподчинённом предложении | если однородные придаточные в составе сложного распространены и имеют внутри запятые | Давыдову становилось чуточку грустно оттого, что там теперь многое изменилось; что он теперь уже не сможет ночи напролёт просиживать за чертежами; что теперь о нём, видимо, забыли (Шолохов). |
Запятая
В каком предложении употребляется | Правило | Примеры | |
1. | В предложениях с однородными членами |
|
В этих дебрях чудилось весёлое чириканье птиц, загадочное трепетание колибри, зловещее шипение змей.
Я часто проходил мимо этого старинного дома, но не знал его истории. Ни ветер, ни снег, ни мороз не страшны карликовым берёзкам в тундре. Для освещения парка использовались как электрические гирлянды, так и фонари. |
2. | В предложениях с обособленными членами | для выделения обособленных членов предложения:
|
После грозы и дождя все дорожки в лесу, доступные солнечным лучам, курились (Пришвин). Сквозь можжевельник, корявый, неопрятный, проросла роскошная красавица медуница и на свету расцвела (Пришвин). И входит он, любить готовый, душой открытый для добра (Лермонтов). Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой (Твардовский) (причины). Белая и розовая, вылезла на песчаную дорожку повилика. Ему ли, карлику, тягаться с исполином? (Пушкин) Показалась из-за облака яркая звезда, предвестница утренней зари. Чемодан внесли кучер Селифан, низенький человек в тулупчике, и лакей Петрушка… (Гоголь) Упрямец во всём, Илья Матвеевич оставался упрямцем и в учении (Кочетов) (= будучи упрямцем во всём). Была у Ермака легавая собака, по прозвищу Валетка (Тургенев). Всякая птица, даже воробей, привлекала его внимание (Аксаков). Дочь Дарьи Михайловны, Наталья Алексеевна, с первого взгляда могла не понравиться (Тургенев). Мне бы жить и жить, сквозь годы мчась (Маяковский). Из леса выбежав, берёзка одна стояла на юру. Черёмуха душистая, развесившись, стоит (Есенин). |
3. | В предложениях с вводными словами и конструкциями | для выделения вводных слов и предложений | Он, выходит, совсем в этом не разбирается. Буран, мне казалось, всё ещё свирепствовал (Пушкин). |
4. | В предложениях с обращениями | для выделения обращений | Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины… (Симонов) |
5. | В предложениях со сравнительными оборотами | для выделения сравнительных оборотов
|
Вспаханные поля лежат чёрные, будто бархат. Как чайка, парус там белеет в высоте (Фет). Он, как человек практичный, нашёл это дело невыгодным (= будучи человеком практичным). Я учился так же хорошо, как и брат. В её глазах, как и во всём лице, было что-то необычное. Запятыми, как правило, выделяются деепричастные обороты. |
6. | В сложносочинённых предложениях | для разделения простых перед сочинительными союзами | Оглянитесь вокруг, и вы увидите много интересного в обыденных вещах. |
7. | В сложноподчинённых предложениях | для отделения придаточных частей от главной | Её пронзительный резкий голос, какие бывают только на юге, рассекал расстояние, почти не ослабевая (Павленко). |
8. | В бессоюзных сложных предложениях | для разделения простых | Метель не утихала, небо не прояснялось (Пушкин). |
КАК ВЫПОЛНЯЕМ
- Внимательно прочитайте задание. Во-первых, в самом задании написано: «Найдите предложения…», следовательно, ваш ответ будет состоять как минимум из двух цифр. Имейте в виду, что цифр может быть и больше. Во-вторых, найдите в формулировке задания знак препинания (он выделен полужирным шрифтом), с которым вы будете работать в тексте.
- Внимательно прочитайте текст. Не читайте текст механически, выискивая в нём требуемый знак препинания, а постарайтесь понять его смысл. Это важно для определения роли искомого знака препинания.
- Вы уже повторили функции знаков препинания по таблице, приведённой выше. Следовательно, представляете себе роль каждого знака препинания в предложении. Найдите в тексте предложения с искомым знаком, отметьте их в КИМ.
- Определите, простые это предложения или сложные. От этого будет зависеть правильный ответ, ведь такие знаки препинания, как запятая, тире или двоеточие, могут употребляться как в простом предложении, так и в сложном.
- Вам нужно найти предложения, в которых указанный знак препинания ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Например, вы отметили пять предложений с тире. Но далеко не во всех случаях тире ставится по одному правилу: оно может стоять в простом предложении между подлежащим и сказуемым, или в простом предложении при обособлении приложения, или в сложносочинённом предложении, или в бессоюзном сложном и даже в сложноподчинённом. Поэтому следующим шагом на вашем пути будет определение правила, в соответствии с которым ставится тире в выделенных вами предложениях. Соберите те предложения, в которых постановка тире подчиняется одному и тому же правилу: их номера и станут ответом.
Не забудьте, что последовательность цифр в ответе может быть любой.