Регистрация Войти
Все для самостоятельной подготовки к ЕГЭ
Готовься к ЕГЭ по персональному плану, следи за своим прогрессом, устраняй пробелы, выполняй квесты и получай награды
или
Войти через Вконтакте
Регистрируясь, я принимаю условия пользовательского соглашения
Русский язык
Математика
Обществознание
Физика
История
Биология
Химия
Английский язык
Информатика
География
ОГЭ

Пунктуационный анализ

Теория к заданию 21 из ЕГЭ по русскому языку

Задания в этой теме по своей сути направлены на итоговую проверку ваших знаний по пунктуации — знаете ли вы правила постановки тех или иных знаков препинания и умеете ли применять эти знания на конкретном языковом материале — в тексте.

Поэтому для безупречного выполнения этого задания вам нужно повторить практически все знаки препинания, каждый из которых выполняет как минимум две разные функции в предложении, следовательно, употребляется в тексте задания не менее трёх раз.

Конечно, некоторые знаки препинания будут частотными в КИМ (например, тире, двоеточие, запятые), а некоторые могут вообще не быть представленными (например, знаки препинания конца предложения — точка, вопросительный и восклицательный знаки, хотя теоретически и практически эти знаки могут стоять и в середине предложения). Мы облегчили вам задачу подготовки к выполнению задания 21, исключив необходимость поиска по всем учебникам и Интернету: в нашем пособии впервые представлена сводная таблица знаков препинания, их роли в предложении и правил постановки каждого из них.

Сложность формирования пунктуационных умений заключается в том, что они предполагают и грамматико-синтаксические, и речевые операции. Осознание структуры синтаксической конструкции проходит с опорой на синтаксические познания и отражает способность экзаменуемых соотносить конкретный языковой материал с отвлечённой схемой, а выбор необходимого знака предполагает и синтаксические, и пунктуационные умения, и способность соотносить конкретный материал со схемой, с образцом, и понимание смысловых оттенков той или иной конструкции. Этим обусловлены низкие результаты усвоения участниками экзамена пунктуационных норм.

В 2019 г. планируется введение нового задания (21), ориентированного на проверку умения экзаменуемых выполнять пунктуационный анализ небольшого текста.

В вариантах единого государственного экзамена для анализа будут предложены тексты, пунктуационный анализ которых предполагает поиск конструкций с запятой, двоеточием, тире. Количество верных ответов в задании ограничивается только количеством предложений в тексте (из «Методических рекомендаций для учителей, подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по русскому языку» — М., 2018).

Знаки препинания и правила их употребления

Тире

  В каком предложении употребляется Правило Примеры
1. В простом предложении между подлежащим и сказуемым
  1. существительным в им. п. — существительным в им. п.;
  2. числительным — числительным;
  3. числительным — существительным в им. п.;
  4. инфинитивом — инфинитивом;
  5. существительным в им. п. — инфинитивом;
  6. перечисленные выше случаи с частицами перед сказуемым (вот, это, значит, это значит)
Одиночество в творчестве — тяжёлая штука (Чехов).
Два и два четыре.
Двачётное число.
Жить — Родине служить
(пословица).
Наша цельполучить знания.
Понять — значит простить.
2. В простом неполном предложении
  1. при наличии паузы в неполном предложении обычно с отсутствующим сказуемым;
  2. при параллелизме частей сложного предложения;
  3. в части сложного предложения, в которой пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части при наличии паузы;
  4. в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена

За ночным окном — туман.

Здесь — овраги, дальше — степи, ещё дальше — пустыня… (Федин)

Ночи стали чернее, дни — пасмурнее.

В зале говорили свидетели — торопливо, обесцвеченными голосами, судьи — неохотно и безучастно (Горький).

3. При однородных членах
  1. после однородных членов перед обобщающим словом;
  2. при однородных членах, стоящих после обобщающего слова, если после них предложение продолжается
На лужайке, в беседке, на площадке для гольфа — всюду тишина.

Разве всё это: одежда, внешность, причёска — не говорят нам больше всяких слов о человеке?

4. В предложениях с приложением
  1. перед приложением, стоящим в конце предложения и поясняющим какой-либо член предложения;
  2. для выделения с двух сторон приложений, носящих пояснительный характер;
  3. если перед приложением можно без изменения смысла вставить а именно;
  4. для того чтобы отделить однородные приложения от определяемого слова
На маяке жил только сторож — старый глухой швед, бывший шкипер (Паустовский).

Степь — бесконечная равнина — всегда была мила его сердцу.

В дальнем углу светилось жёлтое пятно — огонь в окне квартиры Серафимы (Горький).

Лютейший бич небес, природы ужас — мор свирепствует в лесах (Крылов).

5. В сложносочинённом предложении если во второй части содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление Все вскочили, схватились за ружья — и пошла потеха (Лермонтов).
Ещё напор — и враг бежит (Пушкин).
6. В сложноподчинённом предложении
  1. для интонационного отделения главной и придаточной частей (чаще при придаточных изъяснительных, условных, уступительных);
  2. при параллелизме структуры частей
Как он добрался сюда — уж этого никак не мог он понять (Гоголь).

Кто весел — тот смеётся, кто хочет — тот добьётся, кто ищет — тот всегда найдёт (Лебедев-Кумач).

7. В бессоюзном сложном предложении
  1. для выражения
    – быстрой смены событий;
    – резкого противопоставления;
  2. если первая часть обозначает условие совершения действия второй части;
  3. если первая часть обозначает время совершения действия второй части;
  4. если вторая часть содержит результат или вывод из того, о чём говорится в первой;
  5. если во второй части содержится сравнение с тем, о чём говорится в первой
Сыр выпал — с ним была плутовка такова (Крылов).
Чин следовал ему — он службу вдруг оставил (Грибоедов).
Меньше знаешь — крепче спишь.

Пашню пашут — руками не машут (пословица).
Я бы в лётчики пошёл — пусть меня научат (Маяковский).
Молвит слово — соловей поёт (Лермонтов).

8. При вводных предложениях и вставных конструкциях для выделения вводных и вставных конструкций в середине предложения с целью его дополнения или пояснения; выражающие чувства автора …Сидят здесь под страхом смерти и — что ещё хуже — под проливным дождём (Казакевич).
Со мной он был очень холоден, и — странное дело — я словно его боялся (Тургенев).
9. В репликах диалога между репликами диалога — Можно, я нарисую не чашку, а то, чего я никогда не видел? — спросил он.
— Что же ты хочешь нарисовать? — удивилась учительница.
— Дерево эвкалипт, — сказал мальчик задумчиво
(Тэсс).
10. При прямой речи для выделения слов автора, если они следуют после прямой речи или стоят в середине прямой речи «Кто всякому друг, того я другом не считаю», — писал Мольер;
«Привлекай к себе друзей хорошими деяниями, — учили древние мудрецы. — В этом смысл подлинной дружбы».
11. В предложениях между двумя словами между двумя словами, обозначающими время, количество, место, тире имеет значение пределов «от … до»; между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение Планы на январь — февраль; рукопись
объёмом двадцать — двадцать пять авторских листов;
скорый поезд Ростов-на-Дону — Москва; Закон Бойля — Мариотта.

Многоточие

  В каком предложении употребляется Правило Примеры
1. В конце предложения для обозначения незаконченности высказывания Но жизнь течёт всё в тех же угрюмых берегах, а огни ещё далеко. И опять приходится налегать на вёсла… (Короленко)
2. В середине предложения при перечислении слов с нераскрытым содержанием, для обозначения недосказанности Но всё-таки… всё-таки впереди огни! (Короленко)
3. В начале предложения указывает, что продолжается прерванное какой-нибудь вставкой повествование или что между описываемыми в предшествующем и данном текстах событиями прошло много времени …А теперь вернёмся к началу этой истории, продолжавшейся много лет.
4. В цитатах для указания на пропуски слов и предложений перед цитатой, в середине или в конце Л.Н.Толстой писал: «…в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства…»

Двоеточие

  В каком предложении употребляется Правило Примеры
1. В предложениях с однородными членами после обобщающего слова перед однородными членами Приметы осени связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного неба (Паустовский).
2. В предложениях с прямой речью если прямая речь стоит после авторских слов Чехов отмечал: «Язык должен быть прост и изящен».
3. В бессоюзном сложном предложении
  1. если вторая часть раскрывает содержание первой (= а именно);
  2. если в первой части посредством глаголов (видеть, смотреть, знать, слышать и т.п.) делается предупреждение, что далее последует изложение чего-либо или описание;
  3. если вторая часть указывает причину или основание того, о чём говорится в первой части (= потому что, так как, поскольку);
  4. если в первой части есть слова так, таков, такой, одно и т. п.;
  5. перед прямым вопросом, включённым во вторую часть
Тёмный лес хорош в яркий солнечный день: тут и прохлада и чудеса световые (Пришвин).
Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну (Лермонтов).
Печален я: со мною друга нет (Пушкин).
Одно было несомненно: назад он не вернётся (Тургенев).
Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? (Чехов)

Точка с запятой

  В каком предложении употребляется Правило Примеры
1. В простом предложении с однородными членами для разделения однородных членов без союзов, если при них уже есть запятые Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; про вести города, про моды беседы с нею не вела (Пушкин).
2. В бессоюзном сложном предложении если простые с составе сложного значительно распространены и имеют внутри запятые Берёзы, тополя, черёмуха распускали свои клейкие и пахучие листья; липы надували лопавшиеся почки (Л. Толстой).
3. В сложноподчинённом предложении если однородные придаточные в составе сложного распространены и имеют внутри запятые Давыдову становилось чуточку грустно оттого, что там теперь многое изменилось; что он теперь уже не сможет ночи напролёт просиживать за чертежами; что теперь о нём, видимо, забыли (Шолохов).

Кавычки

  В каком предложении употребляется Правило Примеры
1. В предложениях с прямой речью для выделения прямой речи в строке Смотрю вслед ему и думаю: «Зачем живут такие люди?» (Горький)
2. При цитировании цитаты заключаются в кавычки «Первоэлементом литературы является язык». С этими словами Горького трудно не согласиться.
3. В предложениях с приложением названия литературных произведений, органов печати, орденов и медалей, предприятий, марок машин, производственных изделий и т. д. Повесть «Степь»; группа «Могучая кучка»; орден «Знак Почёта»; автомобиль «Жигули», конфеты «Мишка косолапый»
4. В предложениях с определёнными словами для выделения слов, употребляемых в необычном, особом или ироническом значении; малоупотребительных слов и малоизвестных терминов; слов из чужого текста; иностилевых или особо значимых для автора слов, на которые он хочет обратить внимание Рано весной, как только сойдёт снег и станет обсыхать «ветошь», т. е. прошлогодняя трава, начинаются «палы», или лесные пожары (Аксаков).
…Мы в литературе чтим «табель о рангах» и боимся говорить вслух о «высоких персонах» (Белинский).

Запятая

  В каком предложении употребляется Правило Примеры
1. В предложениях с однородными членами
  1. между однородными членами, связанными между собой бессоюзной связью;
  2. между однородными членами, связанными одиночными противительными союзами а, но, да (= но), однако, зато и др.;
  3. между однородными членами, связанными повторяющимися соединительными или разделительными союзами и... и, да... да, ни... ни, или... или, либо... либо, то... то, не то... не то, то ли... то ли и др.;
  4. между однородными членами, связанными двойными союзами как…, так и; не только…, но и; если не…, то; не то чтобы…, а перед второй частью союза
В этих дебрях чудилось весёлое чириканье птиц, загадочное трепетание колибри, зловещее шипение змей.

Я часто проходил мимо этого старинного дома, но не знал его истории.

Ни ветер, ни снег, ни мороз не страшны карликовым берёзкам в тундре.

Для освещения парка использовались как электрические гирлянды, так и фонари.

2. В предложениях с обособленными членами для выделения обособленных членов предложения:
  1. при обособлении определений:
    - с зависимыми словами, стоящее после определяемого слова;
    - два или несколько одиночных определениий, стоящих после определяемого слова;
    - относящееся к личному местоимению;
    - стоящее перед определяемым существительным и имеющее добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное);
    - оторванное от определяемого существительного другими членами предложения;
  2. при обособлении приложений:
    - любое приложение, если оно относится к личному местоимению;
    - распространённое приложение в любой позиции, если оно относится к имени нарицательному;
    - распространённое приложение, если оно относится к имени собственному и стоит после него;
    - распространённое приложение, если оно стоит перед именем собственным и имеет добавочное причинное значение;
    - приложение, присоединяемое словами по имени, по фамилии, родом, по прозвищу, даже, например, в особенности, а также пояснительными союзами то есть, а именно, или (в значении то есть), как;
    - приложение, выраженное именем собственным (имя лица или кличка животного), если оно поясняет или уточняет нарицательное существительное (перед приложением можно вставить а именно, то есть, а зовут его);
  3. при обособлении обстоятельств:
    - деепричастные обороты независимо от места в предложении;
    - одиночные деепричастия, сохраняющие значение глагольности;
После грозы и дождя все дорожки в лесу, доступные солнечным лучам, курились (Пришвин).
Сквозь можжевельник, корявый, неопрятный, проросла роскошная красавица медуница и на свету расцвела (Пришвин).
И входит он, любить готовый, душой открытый для добра (Лермонтов).
Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой (Твардовский) (причины).
Белая и розовая, вылезла на песчаную дорожку повилика.
Ему ли, карлику, тягаться с исполином? (Пушкин)
Показалась из-за облака яркая звезда, предвестница утренней зари.
Чемодан внесли кучер Селифан, низенький человек в тулупчике, и лакей Петрушка… (Гоголь)
Упрямец во всём, Илья Матвеевич оставался упрямцем и в учении (Кочетов) (= будучи упрямцем во всём).
Была у Ермака легавая собака, по прозвищу Валетка (Тургенев).
Всякая птица, даже воробей, привлекала его внимание (Аксаков).
Дочь Дарьи Михайловны, Наталья Алексеевна, с первого взгляда могла не понравиться (Тургенев).
Мне бы жить и жить, сквозь годы мчась (Маяковский).
Из леса выбежав, берёзка одна стояла на юру.
Черёмуха душистая, развесившись, стоит (Есенин).
3. В предложениях с вводными словами и конструкциями для выделения вводных слов и предложений Он, выходит, совсем в этом не разбирается.
Буран, мне казалось, всё ещё свирепствовал
(Пушкин).
4. В предложениях с обращениями для выделения обращений Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины… (Симонов)
5. В предложениях со сравнительными оборотами для выделения сравнительных оборотов
  1. сравнительные обороты с союзами будто, как будто, словно, нежели, чем, точно, что;
  2. сравнительные обороты с союзом как:
    - если они обозначают уподобление (как = подобно);
    - если оборот содержит в себе оттенок причинного значения;
    - если в основной части предложения имеется указательное слово так, такой, тот, столь;
    - если оборот начинается сочетанием как и;
    - если оборот выражен сочетанием как правило, как обычно, как всегда, как прежде, как сейчас, как нарочно и т. п.
Вспаханные поля лежат чёрные, будто бархат.
Как чайка, парус там белеет в высоте
(Фет).
Он, как человек практичный, нашёл это дело невыгодным (= будучи человеком практичным).
Я учился так же хорошо, как и брат.
В её глазах, как и во всём лице, было что-то необычное.
Запятыми, как правило, выделяются деепричастные обороты.
6. В сложносочинённых предложениях для разделения простых перед сочинительными союзами Оглянитесь вокруг, и вы увидите много интересного в обыденных вещах.
7. В сложноподчинённых предложениях для отделения придаточных частей от главной Её пронзительный резкий голос, какие бывают только на юге, рассекал расстояние, почти не ослабевая (Павленко).
8. В бессоюзных сложных предложениях для разделения простых Метель не утихала, небо не прояснялось (Пушкин).

КАК ВЫПОЛНЯЕМ

  1. Внимательно прочитайте задание. Во-первых, в самом задании написано: «Найдите предложения…», следовательно, ваш ответ будет состоять как минимум из двух цифр. Имейте в виду, что цифр может быть и больше. Во-вторых, найдите в формулировке задания знак препинания (он выделен полужирным шрифтом), с которым вы будете работать в тексте.
  2. Внимательно прочитайте текст. Не читайте текст механически, выискивая в нём требуемый знак препинания, а постарайтесь понять его смысл. Это важно для определения роли искомого знака препинания.
  3. Вы уже повторили функции знаков препинания по таблице, приведённой выше. Следовательно, представляете себе роль каждого знака препинания в предложении. Найдите в тексте предложения с искомым знаком, отметьте их в КИМ.
  4. Определите, простые это предложения или сложные. От этого будет зависеть правильный ответ, ведь такие знаки препинания, как запятая, тире или двоеточие, могут употребляться как в простом предложении, так и в сложном.
  5. Вам нужно найти предложения, в которых указанный знак препинания ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Например, вы отметили пять предложений с тире. Но далеко не во всех случаях тире ставится по одному правилу: оно может стоять в простом предложении между подлежащим и сказуемым, или в простом предложении при обособлении приложения, или в сложносочинённом предложении, или в бессоюзном сложном и даже в сложноподчинённом. Поэтому следующим шагом на вашем пути будет определение правила, в соответствии с которым ставится тире в выделенных вами предложениях. Соберите те предложения, в которых постановка тире подчиняется одному и тому же правилу: их номера и станут ответом.

Не забудьте, что последовательность цифр в ответе может быть любой.

Практика: решай 21 задание и тренировочные варианты ЕГЭ по русскому языку