Задание 24 из ЕГЭ по русскому языку: задача 16

Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 3 мин. 32 сек.

ЗЛО

(1)Жило-было Зло. (2)Оно было не мальчик и не девочка, не камень и не пропасть, не гадюка и не крокодил. (3)Даже очертить его никто бы не мог — тут оно есть, а тут его нет.

(4)Допустим, вспомнить, как его представляли себе люди в старину и рисовали это на иконах — что оно бегает с хвостом или имеет рога и копыта, да ещё и водит рылом, как крот, живущий впотьмах, в земле и мусоре, и питающийся червяками, — и поместить в сегодняшнюю жизнь?

(5)Оно теперь другое.

(6)И нельзя сказать, что Зло следит за своим внешним видом и рядится в разные (а то и в одинаковые) одежды, формы, униформы, нахлобучивает себе на голову то одно, то другое, делает тату пострашнее и старается выглядеть лучше других, богаче и моднее.

(7)Оно, Зло, невидимо. (8)Оно может выглядеть как ты. (9)И вдруг, как Чужой в фильме, оно может вылезти наружу, пробившись сквозь твоё тело.

(10)Не дай Бог. (11)А так — Зло невидимо, оно присутствует повсюду, где есть ссора, крик, драка, где смеются и издеваются, где настигают и валят, где, собравшись в группировку на районе, следят за чужими и преследуют их, ловят, бьют, отбирают, обчищают, присваивают награбленное, где ненавидят, завидуют, где хвастают и презирают слабых — и где, наконец, убивают.

(12)А Добро — что оно может, ты скажешь, если против безоружных идёт безмозглый с дулом, если на младших и слабых надвигается орава пустоголовых с битами, если толпа считает, что имеет право уродовать прохожих, убивать тех, кто не за ту команду болеет, не так одет, в чужой прикид, не так молится или говорит не на том языке…

(13)Но Зло рано или поздно — мы надеемся на это — окажется окружено одним Злом. (14)Оно будет убито или сядет за решётку, но даже если Зло и не будет наказано, его по жизни всегда будут окружать ненависть, страх, подозрение, жадность, ехидство, зависть и стремление убивать.

(15)И отсюда что начинается — забыться, загрузиться, набраться, уколоться, принять дозу, накатить стакан. (16)Такими тоже полны больницы и места заключения, площади у вокзалов и грязные подвалы. (17)Но Добро подсказывает нам, что именно в себе надо — с самого детства — замечать и искоренять всё то, что сопровождает Зло. (18)Надо научиться различать в обычном необычное.

(19)Вот простое дело — твоя судьба. (20)Вот тебе не нравится тот, кто излишне выделяется — умом или внешностью, богатым прикидом, семьёй — папочкой-мамочкой — или успехами в науке, искусстве и спорте (снимается в кино, выступает на сцене, играет в волейбол или, мало ли, в шахматы).

(21)Или в тебе начинается ненависть и презрение к слабым, не таким, как все, которых в классе или в группе дружно презирают (ботаны, очкастые, хромые-кандыбы, заики, жирухи-пузаньи, тощие-сушёные, мелкие, длинные-небоскрёбы, мало ли как смеётся над человеком здоровое молодое существо), и охота окружить их, избить.

(22)И снять всё это по приколу на айфон, и выложить в Интернет (а дальше что там светит — КПЗ, тюрьма, и твоё имя будет в чёрном списке в том же Интернете, стоит только набрать его, а таких не принимают учиться и не берут на работу — и если ты кого полюбишь, то та родня тут же вычислит, кто ты есть).

(23)Все эти приколы в классе и во дворе, зудящие кулаки, стремление отомстить — тем оно и кончается.

(24)И это и будет первое Зло в твоей маленькой судьбе.

(25)И тот, кто сам или за компанию входит в такой коридор жизни, уже не выйдет из него — никогда.

(26)Всегда будет — и в молодости, и в старости — завидовать, ненавистничать, смеяться над слабыми, горевать от чужого успеха, мстить и ругаться.

(27)И когда заболеет, когда начнутся беды — а это в жизни каждого происходит неизбежно, — то вместо помощи получит то же самое от других: ненависть и злорадство.

(28)Жизнь во зле? (29)Навсегда?

(30)Не дай Бог.

(По Л. С. Петрушевской)
Людми́ла Стефа́новна Петруше́вская — русский прозаик и поэтесса, драматург, сценарист, переводчица, исполнительница разных музыкальных направлений.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. В предложениях 4–7 содержатся элементы описания.
  2. Предложение 14 поясняет, раскрывает содержание предложения 13.
  3. Предложение 16 противопоставлено по содержанию предложению 15.
  4. В предложениях 19–22 представлено повествование.
  5. Предложение 25 называет причину того, о чём говорится в предложении 24.

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

ЕСЛИ ЭТО ЛЮБОВЬ

(1)В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочкам…

ЦВЕТОК ХЛЕБА

(1)Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. (2)Он никак не мог привыкнуть, приладиться к голоду, и его ввалившиеся глаза сердито поблёскива…

СЛОН ГОЛУБОГЛАЗЫЙ

(1)И как только я ни называл её про себя! (2)Топало, бегемот, медведица…

(3)Помню, я даже растерялся, когда впервые увидел её, — такая вдруг стопудовая туша выпер…

(1)Дети и война. (2)Страшное это сочетание слов и по сей день возникает внезапно, чтобы обжечь, остановить, предостеречь.

(3)В Освенциме, где я была несколько лет назад, меня прям…