Задание 10 из ОГЭ по русскому языку
(1)Так случилось, что плохой дикцией Лены Шубниковой никто в семье озабочен не был. (2)«Научится,— говорила её бабушка.— (3)Все с детства шепелявят, а много ли шепелявых взрослых?»…
БАВАКЛАВА
(1)Когда он вернулся из школы, пришлось долго звонить: никто не открывал. (2)Что она, уснула? (3)Он здорово рассердился на бабушку и уже готовился высказать ей своё нед…
(1)Много лет прошло с тех пор, многое забылось. (2)Но Николая Васильевича Семёнова — школьного учителя математики — я запомнил так, будто видел только вчера. (3)Знакомство с ним …
(1)Его звали Тай.
(2)Никто не знал, откуда он взялся у нас во дворе. (3)Просто однажды появился у подъезда — рыжий лохматый беспризорный пёс с висячими ушами и тёмно-карими глаз…
(1)Нинка Правдина в ту пору казалась мне непревзойдённой красавицей, чему не мешали даже её веснушки. (2)Она держалась в школе особняком, а потому казалась мне какой-то необыкнов…
СЕРДЦА МОЕГО БОЛЬ
(1)Это чувство я испытываю постоянно уже многие годы, но с особой силой — 9 мая и 15 сентября.
(2)Впрочем, не только в эти дни оно подчас всецело овладевает …
(1)Сегодня утром он пошёл смотреть результаты экзаменов. (2)Вечером вывесят в Интернете, но неужели ждать? (3)Списки были прямо на двери школы, на улице.
(4)Грошевский, двадцаты…
(1)Рота моряков с военного корабля готовилась сойти на берег.
(2)Обычно моряки остаются на берегу недолго, скоро возвращаются на корабль. (3)В этот же раз рота уходила с корабля н…
ПОЧЕМУ?
(1)Мы были одни в столовой — я и Бум. (2)Я болтал под столом ногами, а Бум легонько покусывал меня за голые пятки. (3)Мне было щекотно и весело. (4)Над столом висела б…
(1)1812 год. (2)Декабрь. (3)Неман. (4)Граница России. (5)Тот же мост, что переходили летом полгода тому назад. (6)Идут по мосту солдаты. (7)Только уже в обратную сторону. (8)Не ч…
СЛЕПАЯ
(1)Однажды, охотясь в невысоких холмах Приуралья, я набрёл на табунок серых куропаток.
(2)Собака моя резко потянула к кустам, и куропатки взлетели кучно, всей стайкой. (…
(1)В прошлом году со мной приключилась беда. (2)Шёл я по улице, поскользнулся и упал… (3)Упал неудачно, хуже некуда: лицом о поребрик, сломал себе нос, всё лицо разбил, рука выско…
ТРОЕ
(1)Это случилось под Серноводском, на Кавказе. (2)Нас было трое: Колька Сурков, Шибаев и я. (3)Мы познакомились у костра, когда сошлись однажды вечером на вкусный запах карт…
(1)Мы любили свой двор. (2)В нём никогда не было скучно.
(3)К тому же мы знали множество игр. (4)Мы играли в лапту, в прятки, в штандар, в чижика, в ножички, в испорченный телефон…
ТРИДЦАТЬ ЗЁРЕН
(1)Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засах…
ЗАБЫТАЯ СТРАНИЧКА
(1)Лето умчалось как-то внезапно, будто спугнутая птица. (2)Ночью тревожно зашумел сад, заскрипела под окном старая дуплистая черёмуха.
(3)Косой шквальный дожд…
(1)1812 год. (2)Декабрь. (3)Неман. (4)Граница России. (5)Тот же мост, что переходили летом полгода тому назад. (6)Идут по мосту солдаты. (7)Только уже в обратную сторону. (8)Не …
(1)Верста за верстой, верста за верстой отступают, отходят русские. (2)Идут они полем, идут они лесом, через реки, болота, по холмам, по низинам, по оврагам идут. (3)Отступает русс…
(1)Бим уже абсолютно точно умел определить — весёлый сейчас хозяин или грустный, ругает он или хвалит, зовёт или прогоняет.
(2)А он бывал и грустным. (3)Тогда говорил сам с собой…
(1)Однажды мы с Васькой поехали за грибами. (2)В корзинах у нас лежали хлеб с луком, у Васьки ещё сваренные яйца, а у меня книга. (3)Я в ту пору всюду таскал за собой книжки, осо…
Задание 10 ОГЭ по русскому языку 2025 направлено на проверку знаний, касающихся вводных слов, уточняющих обособленных обстоятельств и обращений. Знаки препинания, расставленные в тексте, имеют свою нумерацию. В соответствии с конкретным заданием, экзаменуемому необходимо проанализировать представленный фрагмент и выписать цифры, подходящие под правильный ответ.
Что представляет из себя десятое задание ОГЭ?
В качестве исходного материала используются предложения разного типа:
- с группами вводных конструкций;
- с уточняющими обстоятельствами;
- с обращениями;
- с выражениями, напрямую не связанными с грамматической основой.
Алгоритм выполнения
Последовательность действий при выполнении задания 10 основного государственного экзамена строится в зависимости от того, какой вид предложения использован в вопросе.
Обращение
- необходимо убедиться, что найденная часть имеет особую интонацию и относится к конкретному лицу;
- уточнить, что оно использовано в именительном падеже;
- проанализировать, не является ли оно составным;
Вводные конструкции
- • проверить является слово вводным;
- • если его можно без потери основного смысла изъять из предложения или поменять на синоним – то выделить слово запятыми с двух сторон;
- • невозможно убрать конструкцию без потери основного смысла – знаки препинания не ставятся;
- • вспомнить список исключений.
Уточнение
- • проверить несет ли выражение конкретизирующий смысл – уточняет время, место, дату и т.д.
- • убедиться, что слово или оборот отвечает на вопросы типа - где именно? когда именно? куда именно?