Задание 10 из ОГЭ по русскому языку: задача 5
(1)Нинка Правдина в ту пору казалась мне непревзойдённой красавицей, чему не мешали даже её веснушки. (2)Она держалась в школе особняком, а потому казалась мне какой-то необыкновенной…
(3)От Нинки несло каким-то благоуханием, бант у неё прямо светился белым сиянием, щёки горели, как фонарики, чёрные глаза блестели.
(4)У нас в классе стояло пианино, старенькое и обшарпанное. (5)Иногда кто-нибудь из ребят на переменке откидывал с шумом крышку и стучал по клавишам или ездил по ним кулаком. (6)Но это случалось редко, дежурные тотчас хватали «музыканта» и выдворяли его за дверь.
(7)Когда в большую перемену Нинка села к пианино и открыла крышку, по привычке кто-то из дежурных завопил, но она даже не повернула головы в его сторону, а девчонки окружили пианино плотным кольцом. (8)Дежурные отступились, а Нинка заиграла.
(9)Я подумать не мог, что она умеет так играть! (10)Старенькое, обшарпанное пианино стонало всеми струнами, рождая удивительные звуки. (11)Я не знал, что играет Нинка, но это походило на море. (12)Волны то накатывались на меня, сверкая брызгами, то отступали, успокаиваясь, и всё это было в музыке.
(13)Девчонки, окружившие Нинку, стояли открыв рот, замерли привередливые дежурные, и даже самые шебутные мальчишки не лезли и не орали. (14)Все слушали музыку, и всем, всем, ничего не понимавшим в ней, она нравилась.
(15)Нинка играла, а волны всё катились, и вот море уже бушевало. (16)Меня будто мороз по коже продрал — стало холодно и торжественно. (17)Я видел только Нинкин венчик, сделанный из косички, её корону, и Нинка, конечно, не смотрела на меня, но я знал, я чувствовал, что эта удивительная и неожиданная музыка имеет отношение ко мне.
(18)Волна благодарности к Нинке захлестнула меня, закружила голову. (19)Мне захотелось сию минуту сделать что-нибудь удивительное, достойное, рыцарское, чтобы и Нинка поняла моё к ней отношение, и, как только она встала, перестав играть, я, краснея, подошёл к пианино и одним духом выпалил всё, что знал: упражнение номер 24 и два других новых упражнения. (20)Я сыграл их на одном дыхании, без остановки, и, ясное дело, вышла какая-то мешанина.
(21)Я зарделся.
(22)Нинка играла хорошую музыку, а у меня вышло так, будто я её передразнил своей ерундой. (23)После неё мои упражнения прозвучали резко и странно и совсем некстати.
(24)Я готов был сгореть со стыда, но всё-таки набрался сил и взглянул на Нинку. (25)Она стояла совсем рядом со мной, а смотрела в сторону. (26)Просто отворачивалась.
(27)Ах, как клял я себя, какими последними ругал словами! (28)Мне казалось, что все смотрят на меня, и я сидел, уткнувшись в тетрадь. (29)Наконец мне стало невмоготу, и я поднял голову, чтобы попроситься выйти, спрятаться в уборной, сунуть там голову под холодный кран. (30)Я поднял голову, и глаза мои сами собой посмотрели на Нинку. (31)Я думал, что увижу опять её бант, но нет, я встретился с её смородинами.
(32)Она смотрела на меня и улыбалась, ничуть не сердясь.
(33)Тяжкий груз свалился с меня. (34)Я вдруг с неожиданной лёгкостью подумал, что ведь я ни в чём, совсем ни в чём не виноват перед Нинкой. (35)Просто она музыкант, а я нет и никогда им не стану.
(36)Да, да, да! (37)Сегодня были две музыки. (38)Нинкина и моя. (39)Какие там две — одна, Нинкина. (40)То, что бренчал я, — никакая не музыка, и музыкой никогда не станет. (41)Нет, я не буду учиться музыке. (42)Я не нужен ей. (43)Нинка доказала сегодня, что музыка — это то, что выбирает человека само. (44)Не человек выбирает музыку.
(45)Я улыбался смородиновым Нинкиным глазам и точно знал, что это она, а не я, будет играть на сцене. (46)И будет шуметь море. (47)То приливать бешеными волнами, то отступать, успокаиваясь…
(По А. А. Лиханову*)
*Альберт Анатольевич Лиханов (1935–2021) — российский писатель, журналист, академик. Автор романа «Лабиринт», повестей «Чистые камушки», «Обман», «Солнечное затмение», «Последние холода» и др. Особое внимание в своём творчестве писатель уделял роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера. Фрагмент взят из рассказа «Музыка».
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Школьники на переменах часто играли на стареньком пианино, которое стояло в классе.
2) Нинкина игра на пианино понравилась всем ребятам в классе, даже тем, кто ничего не понимал в музыке.
3) Желая сделать что-нибудь прекрасное и показать Нинке своё отношение к ней, рассказчик сыграл на пианино известные ему упражнения.
4) Игра Нинки настолько поразила рассказчика, что он решил стать настоящим музыкантом во что бы то ни стало.
5) Нинке мешали играть на пианино дежурные и самые шебутные мальчишки класса.
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
ЗАЧЕМ Я УБИЛ КОРОСТЕЛЯ?
(1)Это было давно, лет, может, сорок назад. (2)Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и увидел птицу. (3)Она услышала меня, присела в ско…
А ВОРОБЬЁВ СТЕКЛО НЕ ВЫБИВАЛ
(1)Мне жалко людей, которые рано перестали верить в сказки, разлюбили зверей и птиц, забыли дорогу в детство. (2)Они редко припадают к незамутнённому …
(1)В Журкиной комнатке между стенкой и высоким окном стоял узкий стеллаж. (2)Полок семь или восемь. (3)Мама сказала:
(4)– Эти книги дедушка оставил тебе.
(5)– Как это мне? — удив…