Задание 10 из ОГЭ по русскому языку: задача 18
(1)Верста за верстой, верста за верстой отступают, отходят русские. (2)Идут они полем, идут они лесом, через реки, болота, по холмам, по низинам, по оврагам идут. (3)Отступает русское войско.
(4)Нет у русских достаточных сил.
(5)Ропщут солдаты:
— (6)Что мы — зайцы трусливые?!
— (7)Что в нас — кровь лягушиная?!
— (8)Где это видано: россиянин — спиной к неприятелю!
(9)Рвутся солдаты в бой.
(10)Русских армий две. (11)Одна отступает на Вильну, на Дриссу, на Полоцк. (12)Командует ею генерал Барклай-де-Толли. (13)Вторая отходит южнее: от города Гродно на Слуцк, на Бобруйск. (14)Старшим здесь генерал Багратион.
(15)У Наполеона войск почти в три раза больше, чем у Барклая и Багратиона, вместе взятых. (16)Не дают французы русским возможности соединиться, хотят разбить по частям.
(17)Понимают русские генералы, что нет пока сил у русских справиться с грозным врагом. (18)Сберегают войска и людей. (19)Отводят свои полки.
— (20)Э-эх, да что же оно творится?! — вздыхают солдаты.
— (21)Пропала солдатская честь!
(22)Шагает вместе со всеми старый капрал, смотрит он на своих товарищей:
— (23)Хотите, сказку скажу?
— (24)Сказывай.
(25)Собрались на привале солдаты в кружок, расселись, притихли.
— (26)Давно ли то было, недавно, — начал капрал, — дело не в том.
(27)Только встретил как-то в лесу серый волк лосёнка. (28)Защёлкал злодей зубами: (29)«Лосёнок, лосёнок, я тебя съем».
(30)«Подожди, серый волк, — говорит лосёнок. (31)— Я же только на свет народился. (32)Дай подрасту».
(33)Согласился лесной разбойник. (34)Пусть погуляет телок, пусть наберётся мясом.
(35)Долго ли, скоро ли время шло — дело не в том. (36)Только опять повстречал серый волк лосёнка. (37)Смотрит — подрос за это время телок. (38)Рожки пробились. (39)Копытца окрепли.
(40)Не телок перед волком — подросток лось. (41)Защёлкал злодей зубами: (42)«Лось, лось, я тебя съем».
(43)«Хорошо, серый волк, — отвечает лось. — (44)Только дай попрощаться с родимым краем».
(45)«Прощайся», — ответил волк.
(46)Пошёл молодой лось по родному краю, по полям, по лесам, по дубравам. (47)Ступает он по родной земле, силу в себя вбирает.
(48)И волк по следу бежит. (49)Притомился в пути разбойник.
(50)«Стой, стой!» — голосит злодей.
(51)Долго ли, скоро ли время шло — дело не в том. (52)Только остановился однажды лось. (53)Повернулся навстречу волку.
(54)Глянул тот, а это не просто лось: стоит перед ним сохатый.
(55)Защёлкал серый зубами:
(56)«Сохатый, сохатый, я тебя съем».
(57)Усмехнулся лесной красавец: (58)«Давай подходи».
(59)Бросился волк вперёд, да только силы теперь не те, да и лосёнок теперь не тот. (60)Поднялся богатырь на задние ноги, ударил волка пудовым копытом, поднял на рога и об землю — хлоп! (61)Кончился серый.
(62)Капрал замолчал. (63)Задумались над сказкой солдаты.
— (64)Видать, неглупый телок попался.
— (65)Э, постой, да в сказке твоей намёк.
— (66)К отходу, к отходу! — прошла команда.
(67)Вскочили солдаты. (68)Построились в ряд. (69)Подняли солдатские головы. (70)По полям, по лесам, по дубравам, по низинам идут солдаты. (71)Не по чужой, по родимой земле идут.
(По С. Алексееву*)
* Сергей Петрович Алексеев (1922–2008) — русский советский писатель. Создал более 30 оригинальных книг, посвящённых истории России на протяжении четырёх веков: от середины XVI до середины XX в. Фрагмент взят из сборника рассказов «Птица-слава».
Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?
Укажите номера ответов.
1) Южной армией русских командовал генерал Барклай-де-Толли.
2) Русские генералы, понимая, что нет пока сил у русских справиться с французами, отводили полки.
3) По мнению солдат, лосёнок из сказки старого капрала был совсем глупым.
4) Старый капрал сказкой объяснил, почему приходится отступать русским войскам.
5) Сказка напомнила солдатам об их доме, о детях, которым они рассказывали сказки.
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
БАМБУС
(1)Хмурым утром в дверях школы появился незнакомец странного вида. (2)Невысокого роста, большеголовый. (3)В чёрных спутанных волосах тусклым солнышком проглядывала лысина.
…(1)Много лет прошло с тех пор, многое забылось. (2)Но Николая Васильевича Семёнова — школьного учителя математики — я запомнил так, будто видел только вчера. (3)Знакомство с ним …
ПОЧЕМУ?
(1)Мы были одни в столовой — я и Бум. (2)Я болтал под столом ногами, а Бум легонько покусывал меня за голые пятки. (3)Мне было щекотно и весело. (4)Над столом висела больш…