Задание 10 из ОГЭ по русскому языку: задача 15
ТРИДЦАТЬ ЗЁРЕН
(1)Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.
(2)Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь.
(3)Но снег был твёрд, и она озабоченно поглядела по сторонам, словно спрашивая: (4)«Как же теперь быть?»
(5)Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил её кнопками и через каждый сантиметр расставил конопляные зёрна. (6)Первое зёрнышко оказалось в саду, зёрнышко под номером тридцать — в моей комнате.
(7)Синичка всё видела, но долго не решалась слететь на окно.
(8)Наконец она схватила первую коноплинку и унесла её на ветку.
(9)Расклевав твёрдую скорлупку, она выщипала ядро.
(10)Всё обошлось благополучно. (11)Тогда синичка, улучив момент, подобрала зёрнышко номер два…
(12)Я сидел за столом, работал и время от времени поглядывал на синичку. (13)А она, всё ещё робея и тревожно заглядывая в глубину форточки, сантиметр за сантиметром приближалась по линейке, на которой была отмеряна её судьба.
— (14)Можно, я склюю ещё одно зёрнышко? (15)Одно-единственное?
(16)И синичка, пугаясь шума своих собственных крыльев, улетела с коноплинкой на дерево.
— (17)Ну, пожалуйста, ещё одно. (18)Ладно?
(19)Наконец осталось последнее зерно. (20)Оно лежало на самом кончике линейки. (21)Зёрнышко казалось таким далёким, и идти за ним так боязно!
(22)Синичка, приседая и настораживая крылья, прокралась в самый конец линейки и оказалась в моей комнате. (23)С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир. (24)Её особенно поразили живые зелёные цветы и совсем летнее тепло, которое овевало озябшие лапки.
— (25)Ты здесь живёшь?
— (26)Да.
— (27)А почему здесь нет снега?
(28)Вместо ответа я повернул выключатель. (29)Под потолком ярко вспыхнула электрическая лампочка.
— (30)Где ты взял кусочек солнца? (31)А это что?
— (32)Это... книги.
— (33)Что такое книги?
— (34)Они научили зажигать это солнце, сажать эти цветы и те деревья, по которым ты прыгаешь, и многому другому. (35)И ещё научили насыпать тебе конопляных зёрнышек.
— (36)Это очень хорошо. (37)А ты совсем не страшный. (38)Кто ты?
— (39)Я — Человек.
— (40)Что такое Человек?
(41)Объяснить это маленькой глупой синичке было очень трудно.
— (42)Видишь нитку? (43)Она привязана к форточке…
(44)Синичка испуганно оглянулась.
— (45)Не бойся, я этого не сделаю. (46)Это и называется у нас — Человек.
— (47)А можно мне съесть это последнее зёрнышко?
— (48)Да, конечно! (49)Я хочу, чтобы ты прилетала ко мне каждый день: ты будешь навещать меня, а я буду работать. (50)Это помогает Человеку хорошо работать. (51)Согласна?
— (52)Согласна. (53)А что такое работать?
— (54)Видишь ли, это такая обязанность каждого человека.
(55)Без неё нельзя. (56)Все люди должны что-нибудь делать.
(57)Этим они помогают друг другу.
— (58)А чем ты помогаешь людям?
— (59)Я хочу написать книгу. (60)Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает её, положил бы на своём окне по тридцать конопляных зёрен…
(61)Но, кажется, синичка совсем не слушает меня. (62)Обхватив лапками семечко, она неторопливо расклёвывает его на кончике линейки.
(Е. Носов*)
*Евгений Иванович Носов (1925–2002) — русский советский писатель, участник Великой Отечественной войны. Важнейшие его темы — военная и деревенская. Наиболее известные произведения: «Красное вино победы», «Усвятские шлемоносцы», «Шумит луговая овсяница», «Объездчик», «За долами, за лесами», «Варька», «Домой, за матерью», «И уплывают пароходы, и остаются берега», «Шопен, соната номер два» и др.
Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?
Укажите номера ответов.
1) Синичка смело зёрнышко за зёрнышком склёвывала приготовленное автором угощение.
2) Синичку поразило тепло, исходившее из комнаты и овевавшее её лапки.
3) Книги учат многому, в том числе и бережному отношению ко всему живому.
4) Объяснить маленькой синичке, что такое человек, было не очень трудно.
5) Работая, все люди помогают друг другу.
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
СТРУНА
(1)Осколок снаряда порвал струны на скрипке. (2)Осталась только одна, последняя. (3)Запасных струн у музыканта Егорова не было, достать их было негде, потому что дело проис…
(1)Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена.
(2)Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками — дочь лесника. (3)Она собирала в корзину еловы…
(1)Гостиница, в которой мы остановились, называлась «Лапот». (2)Мы тут же переименовали её в «Лапоть». (3)Лапоть на берегу Адриатического моря! (4)В нескольких шагах от «Лаптя», за…