Задание 22 из ЕГЭ по русскому языку: задача 120
ЕСЛИ ЭТО ЛЮБОВЬ
(1)В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочками-аппликациями на носках.
(2)Обутая и ободрённая, дама ушла в коридор, скучая, смотрела в окно. (3)Инвалид принялся заправлять постели.
(4)Ничего не скажешь, делал он эту работу одной рукой довольно ловко, хотя и не очень споро — привык, видать, заниматься домашними делами. (5)Но одна рука есть одна рука, и он устал изрядно, пока заправил две постели.
(6)– Мурочка, всё в порядке, – известил он даму и присел к столику.
(7)Дама вошла в купе, пальчиком подправила не совсем ловко заделанную под матрац простыню и победительно взглянула на меня: (8)«Вот как он меня любит!»
(9)Инвалид по-собачьи преданно перехватил её взгляд, словно брошенную корку, и, возвышенно на меня глядя, подтвердил: (10)«Вот как я её люблю!»
(11)Потом они препирались насчёт нижнего места, и дама снисходительно уступила:
(12)– Ну, хорошо, хорошо! — поцеловала усталого спутника, мужа, как выяснилось потом, пожелала ему спокойной ночи и стала устраиваться на нижнем месте.
(13)Сходив в туалет, инвалид попытался молодецки вспрыгнуть на вторую полку — не получилось. (14)Он засмущался, начал извиняться передо мной, спрашивать у Мурочки — не потревожил ли её?
(15)– Да ложись ты, ради бога, ложись! (16)Что ты возишься? — строго молвила дама, и супруг её снова заизвинялся, заспешил.
(17)Дело кончилось тем, что мне пришлось помочь ему взобраться на вторую полку. (18)Поскольку были мы оба фронтовики, то как-то и замяли неловкость, отшутились. (19)Познакомились. (20)Инвалид был известный архитектор, ехал с ответственного совещания, жена его сопровождала, чтобы ему не так трудно было в пути.
(21)Долго не мог уснуть архитектор на второй полке, однако шевелиться боялся, чтоб не потревожить свою Мурочку. (22)И я подумал, что любовь, конечно, бывает очень разной и, наверное, я её понимаю как-то упрощённо, прямолинейно или уж и вовсе не понимаю, во всяком разе, такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь было непосильно.
(По В. Астафьеву)
Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.
«Маленькая зарисовка на вечную тему — тему любви. Оказывается, она бывает ещё и такой, как в рассказе Виктора Астафьева. Но автор признаётся, что такую любовь ему постичь не дано. Всего лишь несколькими ёмкими словесными штрихами Астафьев выражает неприязнь рассказчика к героине, называя её не иначе, как молодящаяся дама: в её описании и тапочки с розочками-аппликациями, и то, что она «пальчиком подправила простыню», и то, что она строго прикрикнула на мужа. Рабски покорную любовь инвалида-фронтовика и снисходительное к нему отношение жены автор передаёт с помощью синтаксических средств выразительности: (А) _______, помогающих более полно описать суть происходящего (предложения 2, 7, 14, 18), (Б) _______ (в предложениях 4, 22) и (В) ______ (предложения 8, 10). Многочисленные (Г) _______ («споро», «видать» в предложении 4, «молодецки» в предложении 13, «замяли» в предложении 18) также играют немаловажную роль в выражении авторской позиции».
Список терминов
- диалектизм
- вводные слова
- метафоры
- риторический вопрос
- синтаксический параллелизм
- сравнительный оборот
- разговорные и просторечные слова
- ряды однородных членов
- оксюморон
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А. Пушкин) Б) … |
(1)Двадцать четыре ученика — шестнадцать парней и восемь девушек — подрёмывали на уроке истории.
(2)– Ребята, а вообще, как вы думаете, что такое история?
(3)Парень из задних рядов…
(1)Двадцать четыре ученика — шестнадцать парней и восемь девушек — подрёмывали на уроке истории.
(2)– Ребята, а вообще, как вы думаете, что такое история?
(3)Парень из задних рядов…