Задание 22 из ЕГЭ по русскому языку: задача 151
(1)Заявляю: если мы сможем сделать так, чтобы каждый человек нашёл своё призвание, то многие проблемы нашего общества мы решим. (2)Мало того, именно, на мой взгляд, призвание позволит нам значительно успешнее решать стоящие перед нами наисложнейшие задачи улучшения сегодняшней жизни во всех сферах.
(3)Жалуется учительница начальных классов: (4)«Нет, кто бы мне посочувствовал. (5)Как мне трудно. (6)Дети ведут себя безобразно. (7)Ничего не хотят учить, на переменках беснуются, на уроках хулиганят. (8)Вечно пристают со своими глупыми вопросами. (9)Многое бы дала, чтобы не работать в школе».
(10)А вот разговор с участковым врачом: (11)«Вы только подумайте, что за больной пошёл?! (12)Скандалист, а не больной. (13)Всё их не устраивает. (14)Я чуть-чуть опоздала на приём, а они подождать не могут, скандал подняли. (15)Жалуются, что до конца не выслушиваю каждого. (16)А мне некогда. (17)Их много, а я одна. (18)Они свои болезни запускают, а я лечи. (19)И все такие нервные, злые, все только о своих болячках и говорят».
(20)В чём истоки этих ситуаций? (21)Всё просто: люди работают, а свою профессию ненавидят. (22)В молодости была сделана ошибка. (23)Ошибка при выборе профессии.
(24)Задам риторический вопрос: хотели бы вы, чтобы ваших детей учили такие педагоги, чтобы лечили такие врачи?
(25)О скольких людях мы порой слышим — бесполезный работник. (26)Это же жутко: бесполезный работник. (27)А всё оттого, что вполне конкретный человек занимается не своим делом. (28)Да, школа здесь может сделать многое. (29)Да, родители должны каждому помочь найти своё призвание. (30)Больше могла бы сделать и армия.
(31)Можно быть отличным рабочим, знаменитым строителем, уникальным воспитателем в детском саду, чудодейственной медсестрой. (32)Можно проявить талант в вождении такси, поражать профессионализмом, работая секретаршей. (33)Можно стать мастером высочайшего класса по ремонту радиоаппаратуры, пошиву одежды. (34)Но главное — любить, знать своё дело и с увлечением к нему относиться. (35)Тогда к призванию приходит признание. (36)Три условия хорошей работы: любить, знать и увлекаться делом.
(37)Наши возможности, наши способности значительно больше, чем мы себе представляем. (38)Многое меняется сегодня в жизни: выборность руководителей, конкурсы на замещение вакантных должностей, честная борьба за своё место в жизни.
(39)Всё это прекрасно. (40)Но самое важное, чтобы было призвание к делу.
(41)Конечно, далеко не всё и не у всех получается сразу. (42)Обратимся к авторитетам.
(43)Рассказываю о тех, кого знал лично.
(44)Знаменитого Иннокентия Смоктуновского, было время, не брали ни в один театр, не давали даже микроскопических ролей в кино. (45)В ожидании интересной работы прошло более десяти лет, но он добился!
(46)Михаил Ромм, когда ему было за тридцать лет, круто всё переменил. (47)Фильмы этого режиссёра до сих пор идут в кинотеатрах и по телевидению: «Девять дней одного года», «Мечта», «Пышка», «Обыкновенный фашизм». (48)Добился!
(49)Известный клоун Леонид Енгибаров искал себя более десяти лет. (50)Пробы и ошибки, ошибки и пробы. (51)Добился! (52)Да, нужно уметь добиваться, уметь отстаивать себя.
(53)Найдёт призвание человек — и работа станет ему в радость. (54)Как всё просто. (55)Просто, если найти своё призвание.
(56)И тогда учитель скажет о детях: (57)«Какой у меня замечательный класс. (58)Глаза у всех светятся, руки тянутся. (59)Они хотят знать, я хочу их научить. (60)Когда мне сложно — вспоминаю о детях, и на душе становится светло».
(61)И тогда врач скажет о пациентах: (62)«Я поговорю с больным — и ему становится лучше. (63)Я вселяю в больного веру. (64)Я возвращаю людей к жизни. (65)Больные мне помогают в собственном лечении. (66)У меня лучшая профессия на свете».
(67)Профессия и должность — где здесь взаимосвязь, а где, вполне это допускаю, противоречие?
(68)Перед всеми стоит эта проблема: как найти своё место в жизни, где работать, чем заниматься? (69)Так не пожалеем же времени на раздумья. (70)Это время окупится сторицей.
(71)Прочитал и подумал: как всё наивно! (72)И тем не менее…
(73)Как же найти своё призвание? (74)Что искать — деньги или интересную работу? (75)Чем заниматься в жизни? (76)Как найти своё призвание? (77)Как избежать ошибок? (78)Как исправить? (79)Или тянуть лямку, оставаясь недовольным до старости?
(80)Подумайте о своём призвании. (81)Не бойтесь круто изменить свою жизнь. (82)А главное, помогите найти призвание тем, кто рядом с вами.
(По В. Шахиджаняну*)
*Влади́мир Влади́мирович Шахиджаня́н — российский журналист, автор целого ряда книг, создатель онлайн-программы «СОЛО на клавиатуре», онлайн-курса «Учимся говорить публично» и онлайн-книги «Курить, чтобы бросить!»
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.
«Текст В. Шахиджаняна не может не затронуть человека, стоящего на пороге выбора своего жизненного пути, своей профессии. Эмоциональное воздействие на читателя создаётся многочисленными (А) ______ (предложения 73–79) и усиливается использованием (Б) ______ («пристают» в предложении 8, «болячки» в предложении 19) и (В) ______ (предложения 4, 11, 18). А такой приём, как (Г) _____ (предложения 45, 48, 51), становится свое образным рефреном, многократно усиливая и подтверждая мнение автора о выборе профессии».
Список терминов:
- диалектизмы
- вопросительные предложения
- литота
- публицистическая лексика и фразеология
- лексический повтор
- разговорная лексика
- разговорные конструкции
- градация
- обособленные члены
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
(1)Нас увозили из Ленинграда через Ладожское озеро, когда машины уже не ехали по льду, а плыли по воде. (2)Приближалась весна, и лёд на озере быстро таял.
(3)Машины плывут по воде…
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответст…
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Унылая пора! очей очарованье! Б) И мглой волнистою покрыты небес… |