Задание 22 из ЕГЭ по русскому языку: задача 180
(1)Иногда я задумываюсь, откуда в человеке такая страсть. (2)Я имею в виду разнообразные на первый взгляд занятия, но всё же такие, которые может объединить общее для них слово – охота. (3)Рыболовство. (4)Рыбалка зимняя, летняя, морская, озёрная, на спиннинг, на донку, на самодур, но прежде всего с поплавком. (5)Рыбалка, где радуют отнюдь не килограммы выловленной рыбы. (6)Мне приходилось довольно механически налавливать мешок судаков и восторгаться изловлением карася в полтора килограмма весом.
(7)Охота: по дичи боровой, степной, водоплавающей, на красного зверя, на зайца, на волка, на медведя, на белку, охота с собакой и без собаки, охота, где радость и ликование измеряются отнюдь не центнерами добычи. (8)Можно равнодушно отстрелять лося и считать счастливым случаем добычу обыкновенного русака.
(9)У Аксакова на этот счёт читаем: «Охота, охотник! (10)Что такое слышно в звуках этих слов? (11)Что таится обаятельного в их смысле, принятом, уважаемом в целом народе, в целом мире, даже не охотниками?.. (12)Как зарождается в человеке любовь к какой-нибудь охоте, по каким причинам, на каком основании? (13)Ничего положительного сказать невозможно. (14)Расположение к охоте некоторых людей, часто подавляемое обстоятельствами, есть не что иное, как врождённая наклонность, бессознательное увлечение».
(15)Всё правильно сказал Сергей Тимофеевич Аксаков. (16)Может быть, нужно только уточнить, что расположение к охоте (в самом широком смысле слова) есть врождённая склонность не некоторых, а положительно всех людей, но что в большинстве случаев это расположение вот именно подавляется обстоятельствами.
(17)У человека самая яркая пора – детство. (18)Всё, что связано с детством, кажется потом прекрасным. (19)Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, не доступная больше страна – остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. (20)Даже невзгоды, перенесённые в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет.
(21)Но ведь детство было и у человечества в целом. (22)Ничего нельзя было купить в магазине, не существовало стольких кафе, ресторанов, магазинов с доставкой продуктов на дом. (23)Всё, от лесного ореха до мяса мамонта, от рыбины до гриба, приходилось добывать самому. (24)В те времена охота, рыболовство, собирание даров леса, в том числе и грибов, было не забавой, не увлечением, не страстью отдельных чудаков, но бытом, повседневностью, жизнью. (25)Точно так же, как детство просто человека – это не игра в куклы или в солдатиков, но период жизни довольно суровый и ответственный, ибо именно в детстве формируется характер человека, именно в детстве его постигают всякие неожиданности, способные оборвать, довольно слабенькую в то время, ниточку жизни. (26)То, что страшно яблоневому ростку, не страшно взрослой и крепкой яблоне.
(27)Конечно, добывание себе пищи в первобытные времена было суровой необходимостью, а не забавой. (28)Но теперь, когда прошли века и когда добыча пищи состоит не в том, чтобы стрелять дичь, а в том, чтобы стоять у станка или сидеть в канцелярии, теперь воспоминания о суровой заре человечества, живущие в неведомых глубинах человеческого существа, окрашены для нас в золотистую романтическую милую дымку.
(29)Итак, я считаю, что страсть к охоте, к рыбалке, к грибам есть не что иное, как смутное воспоминание детства человечества, потому и сладка и желанна эта страсть. (30)И ведь не просто воспоминания, но можно, оказывается, как бы возвратиться в то самое прежнее состояние, когда ты один в лесу или на реке и только от тебя самого, от умения, ловкости и смекалки зависит, добудешь или не добудешь тетерева, щуку, корзину рыжиков или боровиков.
(В. Солоухин)
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Размышления писателя В. Солоухина посвящены вопросу, уводящему нас в далёкое прошлое наших доисторических предков. Отвечая на вопрос «Откуда в человеке страсть к охоте?», автор прибегает к различным языковым средствам и приёмам: ________ (третий абзац текста), __________ («солдатики», «дымка», «ниточка»), _________ («спиннинг», «донка», «самодур» и др.). Приём __________ (предложения 24, 26, 27 и др.) также позволяет В. Солоухину подвести читателя к авторскому ответу на поставленный в тексте вопрос».
Список терминов:
- противопоставление
- метафоры и профессиональный жаргон
- сравнение
- парцелляция
- цитирование
- профессиональная лексика
- экспрессивный повтор
- разговорная лексика
- риторический вопрос
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А. Пушкин) Б) … |
(1)…Пора было ехать в госпиталь.
(2)Шкаф с халатами стоял в «стоматологии», я поскорее надела халат, вышла на площадку — госпиталь был через площадку — и, немного не дойдя до свое…
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Унылая пора! очей очарованье! Б) И мглой волнистою покрыты небес… |