Задание 22 из ЕГЭ по русскому языку: задача 172
ХУДОЖНИК
(1)Жил на свете Художник.
(2)Однажды, ещё в детстве, он нарисовал портрет старика. (3)Старика этого он выдумал, но на портрете старик получился совсем как живой. (4)Маленький Художник никак не мог расстаться со своей работой: он всё что-то добавлял, подмалёвывал и так увлёкся, что старику это надоело. (5)Он сошёл с портрета и сердито сказал:
(6)– Довольно! (7)Ты меня совсем замучаешь!
(8)Маленький Художник растерялся: ему не приходилось прежде иметь дело со стариками, которые сходят со своих портретов.
(9)– Кто вы такой? — спросил он. (10)– Может быть, колдун?
(11)– Нет, не то!
(12)– Фокусник?
(13)– Не то!
(14)– Ага, теперь я понимаю, — догадался мальчик. (15)– Вас, вероятно, зовут Нето. (16)Только я, признаться, никогда не слыхал такого имени.
(17)– На этот раз ты угадал, — сказал старик. (18)– Меня действительно так зовут. (19)И знаешь почему? (20)Все, кто имеет со мной дело, считают, что я — это совсем не то, что им нужно.
(21)– А какие у вас дела? — спросил мальчик.
(22)– Ну, — важно ответил старик, — работы у меня достаточно. (23)Всё лучшее, что создано на земле человеком, — создано при моём участии. (24)Когда-нибудь ты это поймёшь.
(25)И старик удалился на свой холст.
(26)Маленький Художник теперь уже не осмеливался прикасаться к нему. (27)Он спрятал портрет старика и вскоре о нём забыл.
(28)Шли годы. (29)Маленький Художник вырос и стал настоящим Художником. (30)Его искусство признали и полюбили, его картины украшали залы лучших картинных галерей. (31)Многие завидовали Художнику — его славе, его успеху, считали Художника счастливым человеком.
(32)А на самом деле это было не так.
(33)Художник был недоволен своими картинами. (34)Они доставляли ему радость лишь тогда, когда он над ними работал. (35)А кончалась работа — и возникали сомнения. (36)Каждая новая картина казалась ему неудачей.
(37)Однажды, вернувшись домой с очередной выставки своих картин, он долго не мог уснуть.
(38)Он перебирал в уме картины, и ему было досадно за людей, которые ими восхищались.
(39)– Не то, всё не то! — воскликнул Художник. (40)И вдруг перед ним появился старик.
(41)Это был тот старик, которого Художник нарисовал в детстве.
(42)– Здравствуй, — сказал старик, — ты меня, кажется, звал?
(43)– Кто вы такой? — удивился Художник.
(44)– Ты, видно, меня не узнал, — огорчился старик. (45)– Вспомни портрет, который ты когда-то нарисовал.
(46)– Не говорите мне о моих работах, — попросил Художник. (47)– Ничего у меня с ними не получается, сколько ни бьюсь. (48)И почему только всем нравятся мои картины?
(49)– Как это всем? — возразил старик. (50)– Мне, например, не особенно нравятся.
(51)– Вам не нравятся мои картины? — спросил Художник, не в силах скрыть своего удивления.
(52)– А что ж тут такого? (53)Ведь тебе они тоже не нравятся.
(54)Очень расстроил Художника этот разговор. (55)Правда, он и раньше критически относился к своим работам, но его утешало то, что он в этих суждениях одинок и, может быть, ошибается.
(56)Никогда ещё Художник не работал так напряжённо. (57)Новые картины принесли ему ещё большую славу и окончательно развеяли все сомнения.
(58)«Если бы старик увидел эти картины, — думал он, — они бы, наверно, ему понравились».
(59)Но старик больше не появлялся.
(60)Прошло много лет.
(61)И вот однажды Художник, уже больной и старый, роясь в своих архивах, нашёл портрет старика.
(62)«Что это за рисунок? — подумал он. (63)— Я его совсем не помню».
(64)– Ты меня опять не узнал, — сказал старик, сходя со своего портрета. (65)— Я всё ждал, что ты меня позовёшь, но ты так и не позвал. (66)Ты, видно, вполне доволен своей работой и поэтому забыл про старика Нето, который один может помочь создать что-нибудь путное. (67)Вот перед тобой твои картины — посмотри на
(68)И вдруг все картины словно преобразились. (69)Художник смотрел на них и не верил, что это им он посвятил всю свою жизнь.
(70)– Что это! — крикнул он. (71)– Разве это мои картины? (72)Нет, это не то! (73)Не то! (74)Не то, не то, не то!..
(75)– Ты зовёшь меня, — грустно сказал старик. (76)– Но теперь уже поздно. (77)К сожалению, поздно.
(По Ф. Кривину)
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста.Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.
«Используя жанр философской сказки, Феликс Кривин с помощью различных форм передачи чужой речи, таких как (А)____ (предложения 9–24, 41–52) и (Б)____ (предложения 58, 62), приближает повествование к читателю. Ключевые слова, важные для понимания смысла сказки, выделены автором с помощью (В)____ (не то в предложениях 11, 39, 72–74). Выразительность тексту придаёт (Г)____ (предложение 71)».
Список терминов:
- метафора
- метонимия
- ирония
- лексический повтор
- диалог
- ряды однородных членов
- риторический вопрос
- прямая речь
- парцелляция
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
ЁЖИК
(1)Папе было сорок лет, Славику — десять, ёжику — и того меньше. (2)Славик притащил ёжика в шапке, побежал к дивану, на котором лежал папа с раскрытой газетой, и, задыхаясь от…
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Унылая пора! очей очарованье! Б) И мглой волнистою покрыты небес… |
ПЕРЕВАЛ
(1)Ночь давно, а я всё ещё бреду по горам к перевалу, бреду под ветром, среди холодного тумана, и безнадёжно, но покорно идёт за мной в поводу мокрая, усталая лошадь, звяка…