Задание 22 из ЕГЭ по русскому языку: задача 33
ВАЖНОЕ ПИСЬМО
(1)Бабушка передо мной в очереди на почте отправляла письма.
(2)Настоящие, в конвертах. (3)Много, штук шесть или семь. (4)Мне стало интересно, кому эти письма.
— (5)В наш век любое сообщение на другой конец света идёт секунду. (6)А вы пишете письма… (7)Почему?
— (8)Да… (9)Сейчас всё так быстро, мне уже не угнаться за вами. (10)Я живу в своей скорости. (11)Мир обгоняет меня. (12)Но это ничего, я не тороплюсь.
— (13)Я к тому, что, если в этих письмах что-то важное, может, скорость звука будет очень кстати.
— (14)Важное… (15)Ну как важное… (16)В принципе там написаны какие-то мои новости стариковские… (17)Но главная новость — я ещё жива.
— (18)Тогда понятно. (19)Это чудесная новость, и не важно, когда она доставлена, — соглашаюсь я. — (20)Она всегда кстати. (21)Простите моё любопытство, а кому эти письма?
(22)Бабушка смотрит на меня, будто оценивает, можно ли доверить мне тайну. (23)И вдруг начинает плакать. (24)Прямо на почте. (25)Я растерялась. (26)Опешила. (27)Я не хотела её обидеть…
— (28)Слёзы без разрешения текут, — говорит бабушка. — (29)Воспоминания эти… (30)Видите ли, я перед Девятым мая всегда пишу письма. (31)У моей бабушки было четырнадцать детей. (32)Четырнадцать! (33)Представляете? (34)Двенадцать богатырей и две дочки. (35)Одна из этих дочек — мама моя. (36)Богатырями сыновей дедушка мой называл. (37)Так вот все двенадцать ушли на войну. (38)А вернулся только один.
(39)Бабушка закрывает лицо натруженными руками, пытается унять слёзы. (40)Я тоже плачу. (41)Прижимаю к себе сына. (42)Я даже представить не могу.
— (43)Дедушка тоже не вернулся. (44)Он был лётчик-испытатель. (45)Это был вечный бой за души. (46)Когда стоит выбор, я или Родина, выбора нет. (47)Для них не было, понимаете?
(48)Мы все, посетители на почте, молчим. (49)Притихли. (50)Слушаем. (51)Понимаем ли? (52)Нет, не понимаем. (53)Просто верим.
— (54)Могилу своего отца я нашла спустя семьдесят лет. (55)Воинский мемориал в Калужской области. (56)Искали всем миром. (57)Столько людей помогали… (58)И могилы всех моих, кто… (59)Я должна сказать им спасибо. (60)И вот, говорю. — (61)Она кивает на почтовый ящик.
(62)Я поняла. (63)Она пишет письма-благодарности всем, кто помогал искать могилы её родных людей, погибших на войне, всем, для кого память — не просто слово. (64)Я переполнена эмоциями. (65)Мне хочется обнять бабушку, но мне неловко.
— (66)Как вас зовут?
— (67)Таина.
— (68)Какое нежное и необычное имя…
— (69)Да. (70)Тайна, покрытая мраком. — (71)Бабушка наконец улыбается.
(72)Мы вместе выходим. (73)Я совсем забыла, зачем приходила.
(74)Мы с Таиной почти дерёмся, когда я кладу ей пирожные, купленные детям.
— (75)Ну что вы, ну зачем? — сердится Таина.
(76)Ну вот как объяснить ей, что «спасибо» недостаточно, что хочется хоть чем-то отблагодарить её за эти эмоции, за безжалостную правду, за память, за слёзы, за письма, за всё.
(77)Я настойчиво предлагаю довезти её до дома, но Таина отказывается.
— (78)Такая погода хорошая, — говорит она. — (79)Сколько у меня ещё будет таких погод…
(80)Я понимаю, о чём она. (81)Возможно, когда-нибудь Таина обманет адресата. (82)Письмо придёт и скажет: «Я ещё жива». (83)А это будет неправдой. (84)Письма очень долго идут…
— (85)Оля, а хотите, я вам напишу письмо? — вдруг спрашивает Таина.
— (86)Очень хочу. (87)Очень. — (88)Мои глаза снова наполняются слезами.
— (89)Дайте адрес…
(90)Я записываю свой домашний адрес на клочке бумаги, отдаю Таине. (91)Она бережно убирает его в блокнот. (92)Она обязательно напишет мне письмо. (93)А я буду очень ждать её письма. (94)Письма, в котором будет написано много разных стариковских новостей. (95)Но я прочту в нём между строк самую главную новость: я ещё жива. (96)И буду очень верить, что письмо меня не обмануло…
(О. А. Савельеваp)
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.
«Чтобы затронуть душу человека, необязательно сочинять длинные и многословные произведения, иногда достаточно коротенькой зарисовки из жизни. С подобной историей нас знакомит рассказ Ольги Савельевой «Важное письмо». Сюжет, эмоциональный настрой, а также стилистика произведения способствуют рождению в душах читателей целой палитры разнообразных чувств. Выразительны (А)______ («натруженными руками» в предложении 39, «нежное и необычное имя» в предложении 68, «безжалостную правду» в предложении 76) и (Б)______ («вечный бой» в предложении 45, «всем миром» в предложении 56, «тайна, покрытая мраком» в предложении 70). Эмоции обеих героинь рассказа передаются также и при помощи средств синтаксической выразительности — (В)______ (предложения 8, 14, 29, 58) и (Г)______ (предложения 1–2, 22–24, 48– 50)».
Список терминов:
- разговорная лексика
- умолчание
- ряды однородных членов предложения
- вопросительные предложения
- парцелляция
- эпитеты
- синтаксический параллелизм
- фразеологизмы
- восклицательные предложения
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Унылая пора! очей очарованье! Б) И мглой волнистою покрыты небес… |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А. Пушкин) Б) … |
(1)И вот пришёл в мою жизнь Павлик. (2)И у дворовых, и у школьных ребят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик ведомым. (3)Это осталось с той поры, когд…