Задание 22 из ЕГЭ по русскому языку: задача 21
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПИСЬМО
(1)Это было несколько лет тому назад. (2)Все собирались праздновать Рождество Христово, готовили ёлку и подарки. (3)А я был одинок в чужой стране, ни семьи, ни друга; и мне казалось, что я покинут и забыт всеми людьми. (4)Вокруг была пустота и не было любви: дальний город, чужие люди, чёрствые сердца. (5)И вот в тоске и унынии я вспомнил о пачке старых писем, которую мне удалось сберечь через все испытания наших чёрных дней. (6)Я достал её из чемодана и нашёл это письмо.
(7)Это было письмо моей покойной матери, написанное двадцать семь лет тому назад. (8)Какое счастье, что я вспомнил о нём! (9)Пересказать его невозможно, его надо привести целиком.
(10)«Дорогое дитя моё, Николенька. (11)Ты жалуешься мне на своё одиночество, и если бы ты только знал, как грустно и больно мне от твоих слов. (12)С какой радостью я бы приехала к тебе и убедила бы
тебя, что ты не одинок и не можешь быть одиноким. (13)Но ты знаешь, я не могу покинуть папу, он очень страдает, и мой уход может понадобиться ему каждую минуту. (14)А тебе надо готовиться к экзаменам и кончать университет. (15)Ну, дай я хоть расскажу тебе, почему я никогда не чувствую одиночество.
(16)Видишь ли ты, человек одинок тогда, когда он никого не любит. (17)Потому что любовь вроде нити, привязывающей нас к любимому человеку. (18)Так ведь мы и букет делаем. (19)Люди — это цветы,
а цветы в букете не могут быть одинокими. (20)И если только цветок распустится как следует и начнёт благоухать, садовник и возьмёт его в букет.
(21)Так и с нами, людьми. (22)Кто любит, у того сердце цветёт и благоухает; и он дарит свою любовь совсем так, как цветок свой запах. (23)Но тогда он и не одинок, потому что сердце его у того, кого
он любит: он думает о нём, заботится о нём, радуется его радостью и страдает его страданиями. (24)У него и времени нет, чтобы почувствовать себя одиноким или размышлять о том, одинок он или нет. (25)В любви человек забывает себя; он живёт с другими, он живёт в других. (26)А это и есть счастье.
(27)Я уж вижу твои спрашивающие голубые глаза и слышу твоё тихое возражение, что ведь это только полсчастья, что целое счастье не в том только, чтобы любить, но и в том, чтобы тебя любили. (28)Но тут есть маленькая тайна, которую я тебе на ушко скажу: кто действительно любит, тот не запрашивает и не скупится. (29)Нельзя постоянно рассчитывать и выспрашивать: а что мне принесёт моя
любовь? (30)А ждёт ли меня взаимность? (31)А может быть, я люблю больше, а меня любят меньше? (32)Да и стоит ли мне отдаваться этой любви?.. (33)Всё это неверно и ненужно; всё это означает, что любви ещё нет (не родилась) или уже нет (умерла). (34) Это осторожное примеривание и взвешивание прерывает живую струю любви, текущую из сердца, и задерживает её. (35)Человек, который меряет и вешает,
не любит. (36)Тогда вокруг него образуется пустота, не проникнутая и не согретая лучами его сердца, и другие люди тотчас же это чувствуют. (37)Они чувствуют, что вокруг него пусто, холодно и жёстко, отвёртываются от него и не ждут от него тепла. (38)Это его ещё более расхолаживает, и вот он сидит в полном одиночестве, обойдённый и несчастный…
(39)Нет, мой милый, надо, чтобы любовь свободно струилась из сердца, и не надо тревожиться о взаимности. (40)Надо будить людей своей любовью, надо любить их и этим звать их к любви. (41)Любить — это не полсчастья, а целое счастье. (42)Только признай это, и начнутся вокруг тебя чудеса. (43)Отдайся потоку своего сердца, отпусти свою любовь на свободу, пусть лучи её светят и греют во все стороны. (44)Тогда ты скоро почувствуешь, что к тебе отовсюду текут струи ответной любви. (45)Почему? (46)Потому что твоя непосредственная, непреднамеренная доброта, твоя непрерывная и бескорыстная любовь будет незаметно вызывать в людях доброту и любовь.
(47)И тогда ты испытаешь этот ответный, обратный поток не как «полное счастье», которого ты требовал и добивался, а как незаслуженное земное блаженство, в котором твоё сердце будет цвести и радоваться.
(48)Николенька, дитя моё. (49)Подумай об этом и вспомни мои слова, как только ты почувствуешь себя опять одиноким. (50)Особенно тогда, когда меня не будет на земле. (51)И будь спокоен и благонадёжен: потому что Господь — наш садовник, а наши сердца — цветы в Его саду.
(52)Мы оба нежно обнимаем тебя, папа и я.
(53)Твоя мама».
(54)Спасибо тебе, мама! (55)Спасибо тебе за любовь и за утешение. (56)Знаешь, я всегда дочитываю твоё письмо со слезами на глазах. (57)И тогда, только я дочитал его, как ударили к рождественской всенощной. (58)О, незаслуженное земное блаженство!
(По И. А. Ильину*)
*Иван Александрович Ильин (1883–1954) — русский философ, правовед и общественный деятель.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
«На протяжении многих столетий именно письма позволяли поддерживать контакты с людьми на расстоянии, передавать и сохранять информацию, обмениваться новостями и рассказывать о своих чувствах. Письма были очень важной частью жизни людей, поэтому неудивительно, что эта форма письменного общения превратилась в литературный жанр. Письмо матери, которое приводит Иван Ильин, — прекрасный образец эпистолярного жанра. Перед нами мудрое наставление сыну, проникнутое тревогой, заботой и любовью. Чувства матери выражены с помощью синтаксического средства (А) __________ (в предложениях 10, 39, 48). Размышления о взаимоотношениях людей переданы с помощью ярких тропов, таких как (Б) __________ („любовь вроде нити“ в предложении 17) и (В) __________ („сердце цветёт и благоухает“ в предложении 22, „текут струи ответной любви“ в предложении 44 и др.). Следует отметить также синтаксический приём (Г) __________ (предложения 45–46)».
Список терминов:
1) метафоры
2) антитеза
3) метонимия
4) сравнение
5) фразеологизм
6) назывные предложения
7) вопросно-ответная форма изложения
8) умолчание
9) обращения
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А. Пушкин) Б) … |
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответст…
(1)…А монастырский корпус, где жили мы далёкой зимой двадцатого года, и липы, и прудок я всё-таки нашла и, забегая вперёд, расскажу об этом.
(2)Я нашла это всё потому, что сначала…