Задание 22 из ЕГЭ по русскому языку: задача 37
О БАЙКАЛЕ
(1)«Святое море», «святое озеро», «святая вода» — так называли Байкал с незапамятных времён и коренные жители, и русские, пришедшие на его берега уже в XVII веке, и путешествующие иноземцы, преклоняясь перед его величественной неземной красотой.
(2)Но славен и свят Байкал другим — своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, заповедного могущества.
(3)Вспоминаю, как с товарищем моим, приехавшим в гости, мы далеко ушли по берегу нашего моря. (4)Был август, лучшее, благодатное время на Байкале, когда нагревается вода и бушуют разноцветьем сопки, когда солнце до блеска высвечивает вновь выпавший снег на дальних гольцах в Саянах, когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих ледников и лежит сыто, часто спокойно, набираясь сил для осенних штормов; когда щедро играет подле берега под крики чаек рыба и когда на каждом шагу по дороге встречаются то малина, то смородина, красная и чёрная, то жимолость… (5)Товарищ мой уже часа через два был подавлен обрушившейся на него со всех сторон дикой и буйной, творящей пиршественное летнее торжество красотой, дотоле им не только не виданной, но даже и не представляемой. (6)После своего возвращения с Байкала он прислал мне письмо. «(7)Силы прибавилось — это ладно, это бывало, — писал он. — (8)Но теперь духом поднялся, который оттуда, с Байкала. (9)Я теперь чувствую, что могу немало сделать, и, кажется, различаю, что нужно сделать и что не нужно. (10)Как хорошо, что у нас есть Байкал!»
(11)Я понимаю его. (12)Даже побывав очень недолго и увидев ничтожно мало, можно если не понять, то почувствовать Байкал. (13)А дух Байкала — это нечто особенное, существующее, заставляющее верить в старые легенды и с мистической опаской задумываться, насколько волен человек в иных местах делать всё, что ему заблагорассудится. (14)Байкал, казалось бы, должен подавлять человека своим величием и размерами — в нём всё крупно, всё широко, привольно и загадочно — он же, напротив, возвышает его. (15)Редкое чувство приподнятости и одухотворённости испытываешь на Байкале — словно и тебя коснулась тайная печать вечности и совершенства, словно и тебя обдало близким дыханием всесильного присутствия, и в тебя вошла доля магического секрета всего сущего. (16)Нигде у тебя не будет больше желанной слитности с природой — и проникновения в неё. (17)Вернувшись однажды с прогулки, Л. Н. Толстой записал: «Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в человеке чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? (18)Всё недоброе в сердце человека должно, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой — этим непосредственным выражением красоты и добра». (19)Природа сама по себе всегда нравственна, безнравственной её может сделать лишь человек. (20)И как знать, не она, не природа ли, и удерживает в немалой степени нас в тех более или менее разумных рамках, которыми определяется наше моральное состояние, не ею ли и крепится наше благоразумие и благодеяние?! (21)Это она с мольбой, надеждой и предостережением денно и нощно глядит в наши глаза. (22)И разве все мы не слышим этот зов? (23)Когда-то эвенк на берегу Байкала, перед тем как срубить для надобности берёзку, долго каялся и просил прощения у берёзки за то, что вынужден её погубить. (24)Теперь мы стали иными. (25)И всё-таки не оттого ли в состоянии мы удержать занесённую уже не над берёзкой, как двести или триста лет назад, а над самим батюшкой-Байкалом равнодушную руку, что возвращаем ему сторицей вложенное в нас природой. (26)За добро добром, за милость милостью — по извечному кругу нравственного бытия…
(27)Байкал создан, как венец и тайна природы, не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него воду, любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом. (28)Это, прежде всего, необходимо нам. (29)Трудно удержаться, чтобы не повторить: как хорошо, что у нас есть Байкал! (30)Могучий, богатый, величественный, красивый многими и многими красотами, царственный и не открытый, не покорённый — как хорошо, что он у нас есть.
(В. Г. Распутин)
Валенти́н Григо́рьевич Распу́тин — русский советский и российский писатель и публицист, общественный деятель.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.
«Родившийся и проведший свою жизнь на берегу Байкала, Валентин Распутин много писал о судьбе великого русского озера. Восхищение красотой и могуществом Байкала писателю помогают передать в тексте такие тропы, как (А)______ («величественной неземной красотой» в предложении 1, «чудесной животворной силой», «заповедного могущества» в предложении 2), (Б)______ («впрок запасся Байкал водой... и лежит сыто, часто спокойно, набираясь сил» в предложении 4, «она с мольбой, надеждой и предостережением денно и нощно глядит в наши глаза» в предложении 21), (В)______ («чувство приподнятости и одухотворённости испытываешь на Байкале — словно и тебя коснулась тайная печать вечности и совершенства» в предложении 15, «Байкал создан, как венец и тайна природы…» в предложении 27) и (Г)______ («бушуют разноцветьем сопки», «играет подле берега... рыба» в предложении 4, «красотой, творящей пиршественное летнее торжество» в предложении 5)».
Список терминов:
- аллегория
- метафора
- литота
- антитеза
- сравнение
- метонимия
- эпитеты
- парцелляция
- олицетворение
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Унылая пора! очей очарованье! Б) И мглой волнистою покрыты небес… |
ПЕРЕВАЛ
(1)Ночь давно, а я всё ещё бреду по горам к перевалу, бреду под ветром, среди холодного тумана, и безнадёжно, но покорно идёт за мной в поводу мокрая, усталая лошадь, звяка…
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А. Пушкин) Б) … |