Задание 22 из ЕГЭ по русскому языку: задача 36

Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 2 мин. 38 сек.

ПЛАТОЧЕК

(1)Недавно я познакомился в поезде с одним очень милым и хорошим человеком. (2)Бывший танкист, полковник, всю войну воевал, восемь или девять раз ранен был, два раза контужен, тонул, из горящего танка спасался. (3)На гимнастёрке орденские ленточки в целых четыре ряда. (4)Ехал полковник из командировки в Казань, где он тогда работал и где у него семейство находилось. (5)Домой он очень спешил, волновался. (6)Вдруг вижу: расстёгивает он на гимнастёрке кармашек и тянет на свет божий маленький, девичий платок. (7)Мне смешно стало, а он даже как будто обиделся.

—(8)А ведь платочек этот, если желаете знать, не простой. (9)Дело было в тысяча девятьсот сорок третьем году. (10)Был я тогда майор и командовал танковым полком. (11)Наша часть стояла под Ленинградом. (12)Холодно, голодно было, на улицах бомбы и снаряды падают. (13)А в городе между тем живут, работают, учатся… (14)И вот в эти самые дни наша часть взяла шефство над одним из ленинградских детских домов. (15)В этом доме воспитывались сироты, отцы и матери которых погибли или на фронте, или от голода в самом городе. (16)Как они там жили, рассказывать не надо. (17)Паёчек усиленный, конечно, по сравнению с другими, а всё-таки, сами понимаете, ребята сытые спать не ложились. (18)Ну а мы были народ зажиточный, снабжались по-фронтовому, денег не тратили, — мы этим ребятам кое-чего подкинули. (19)Уделили им из пайка своего сахару, жиров, консервов. (20)Купили и подарили детдому двух коров, лошадку с упряжкой, свинью с поросятами, птицы всякой: курей, петухов, ну и всего прочего — одежды, игрушек, музыкальных инструментов. (21)А под Новый год устроили ребятам ёлку и каждому личный подарок привезли. (22)Но и они тоже, вы знаете, в долгу перед нами оставаться не хотят, приготовили каждому из нас сюрприз.

(23)А ко мне подбегает на быстрых ножках маленькая белобрысенькая девчоночка, краснеет как маков цвет, испуганно смотрит на мою грандиозную фигуру и говорит: «Поздравляю вас, дяденька военный. (24)Вот вам, — говорит, — от меня подарочек». (25)И протягивает ручку, а там маленький беленький пакетик, перевязанный зелёной шерстяной ниткой. «(26)Только вы знаете что? (27)Вы этот пакетик, пожалуйста, сейчас не развязывайте. (28)А вы его развяжите, когда Берлин возьмёте». (29)Я её тогда на колено посадил, поцеловал и говорю: «Хорошо, дочка. (30)Обещаю тебе, что и в Берлине побываю, и фашистов разобью, и что раньше этого часа подарка твоего не открою». (31)И что вы думаете — ведь сдержал своё слово.

(32)Полтора года я этот пакетик с собой носил. (33)Тонул вместе с ним. (34)В танке два раза горел. (35)В госпиталях лежал. (36)А пакетик всё со мной — неприкосновенный. (37)Конечно, иногда любопытно было посмотреть, что там лежит. (38)Но ничего не поделаешь, слово дал, а солдатское слово — крепкое. (39)А уже в Берлине открыл я его. (40)Лежит там обыкновенный носовой платочек, и к нему булавкой пришпилена записка, где огромными корявыми буквами с невероятными ошибками нацарапано: «С Новым годом, дорогой дяденька боец! (41)С новым счастьем! (42)Дарю тебе на память платочек. (43)Когда будешь в Берлине, помаши мне им, пожалуйста. (44)А я, когда узнаю, что наши Берлин взяли, тоже выгляну в окошечко и вам ручкой помашу. (45)Этот платочек мне мама подарила, когда живая была. (46)Я в него только один раз сморкалась, но вы не стесняйтесь, я его выстирала. (47)Желаю тебе здоровья! (48) Лида Гаврилова». (49)Ну вот… (50)Скрывать не буду — заплакал я. (51)С детства не плакал, понятия не имел, что за штука такая — слёзы, жену и дочку за годы войны потерял, сколько всего перевидал… (52)А тут — на тебе, пожалуйста! — победитель, а слёзы окаянные так по щекам и бегут… (53)Конечно, пошёл я и помахал этим платочком с крыши Рейхстага.

(54)Я чистосердечно извинился перед своим спутником и спросил, не знает ли он, где теперь эта девочка Лида и что с нею.

— (55)Лида-то, вы говорите, где сейчас? (56)Да. (57)Знаю немножко. (58)Живёт в городе Казани, учится в восьмом классе. (59)Отличница. (60) В настоящее время, надо надеяться, ждёт своего отца.

— (61)Как?! (62)Разве у неё отец нашёлся?

— (63)Да. (64)Нашёлся какой-то…

— (65)Что значит — какой-то? (66)Позвольте, где же он сейчас?

— (67)Да вот — сидит перед вами. (68)Удивляетесь? (69)Ничего удивительного нет. (70)Летом сорок пятого года я удочерил Лиду.

(Л. Пантелеев)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.

«Произведения о войне всегда наполнены особым чувством. Автор не может не поделиться с читателем своими переживаниями, а читатель не может остаться равнодушным к ним. Л. Пантелеев знакомит нас с трогательной историей о маленьком платочке и огромном человеческом сердце. Свой рассказ автор наполняет (А)______ («кармашек» в предложении 6, «паёчек» в предложении 17, «подкинули» в предложении 18, «белобрысенькая девчоночка» в предложении 23, «пришпилена» в предложении 40) и (Б)______ («милым и хорошим человеком» в предложении 1, «зажиточный народ» в предложении 18, «быстрых ножках» в предложении 23, «слёзы окаянные» в предложении 52), которые помогают создать обстановку живого, непосредственного общения. Яркими синтаксическими особенностями текста являются (В)______ (предложения 55–58, 61–64, 65–70) и (Г)______ (предложения 13, 51, 52, 64)».

Список терминов:

  1. книжная лексика
  2. эпитеты
  3. умолчание
  4. парцелляция
  5. разговорная лексика
  6. вопросительно-ответная форма изложения
  7. градация
  8. метафора
  9. восклицательные предложения

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
А) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А. Пушкин)
Б) …

ДЯДЯ ГИЛЯЙ

(1)Ничто не может дать такого живого представления о прошлом, как встреча с его современником, особенно с таким своеобразным и талантливым, каким был Владимир Александр…

(1)В классе у Натальи Андреевны всегда царило оживление, какое создаёт только дружная, слаженная работа. (2)Посидеть на её уроке, послушать, как разговаривает она с ребятами, как о…

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
А) Унылая пора! очей очарованье!
Б) И мглой волнистою покрыты небес…