Задание 22 из ЕГЭ по русскому языку: задача 32
(1)Одна вина рождает другую. (2)Зелёная речка… (3)Парень с маской и дыхательной трубкой, нырнувший под зелёную ряску реки… (4)Моя шутка — горсть воды в его трубку, мой страх и позорное бегство… (5)Упругая дыхательная трубка… (6)Неужели так вся моя жизнь будет состоять из вины? (7)Я не могу больше носить это в себе. (8)С кем посоветоваться? (9)Кому рассказать о зелёной речке и о маленьком перископе, который я ради шутки сжал в своей руке? (10)Вокруг было множество людей, а я был одинок и несчастен.
(11)Где найти человека?
(12)И вдруг я понял — есть такой человек! (13)Ему не безразлично, что происходит со мной. (14)Он внимательно следит за мной своими маленькими острыми глазами, и он видит всё, что во мне происходит. (15)Есть такой человек! (16)Это Коперник. (17)Коперником мы зовём учителя химии Гоберника.
(18)Я расскажу ему всё. (19)И он не засмеётся, не будет задавать глупых вопросов, не пойдёт рассказывать каждому встречному то, что я ему доверяю. (20)Он меня молча выслушает и, может быть, даже ни о чём не спросит, не будет давать советов. (21)А просто выслушает молча, и мне станет легче. (22)А если я ошибаюсь? (23)Может быть, Коперник не захочет прийти мне на помощь?
(24)Нет, он не такой, этот Коперник. (25)Молчаливый, угрюмый, с палкой в левой руке.
(26)Я бросился в школу. (27)Тротуар был узок, улицы были малы.
(28)Город мал. (29)Весь мир был мне не по росту — вырос я из этого мира.
(30)Добежал до школы. (31)Ворвался. (32)Ринулся вверх по лестнице. (33)Я никого не видел, не слышал! (34)Кабинет химии.
(35)Я перевёл дух и робко приоткрыл дверь.
(36)Учитель сидел за большим столом, уставленным колбами, пробирками и ретортами, и был похож на древнего алхимика, корпевшего над философским камнем.
(37)Я вошёл осторожно, словно кабинет был заминирован.
(38)Куда девался мой исполинский рост?!
(39)Я подошёл к учителю.
— (40)Я, кажется… (41)Я хотел пошутить…
(42)Я говорил и не верил сам себе. (43)Я возводил на себя напраслину, и у меня не хватало сил удержаться. (44)И всё же я сказал:
— Может быть, мне показалось… (45)И я не знаю, что мне теперь делать, как мне жить?
— (46)Расскажи, как было дело, — приказал Коперник.
(47)И, запинаясь, тяжело дыша от возбуждения, я стал рассказывать про парня, облитого солнцем, про маску, похожую на забрало, про дыхательную трубку… (48)Я говорил, говорил… (49)Я боялся замолчать, словно стоило мне остановиться — и учитель тут же произнесёт приговор. (50)Наконец я выговорился, мне нечего было уже сказать, я уронил голову и стал ждать. (51)Меня познабливало, хотя на улице было тепло.
— (52)Ты никому об этом не рассказывал? — спросил он.
— (53)Не-ет.
— (54)Тяжело тебе было носить этот груз…
(55)Коперник замолчал.
— (56)Надо оглядываться, — вдруг сказал он. — (57)Что бы ты ни делал, надо оглядываться. (58)И смотреть вперёд. (59)А ты струсил.
— (60)Теперь уже поздно, — сказал я.
— (61)Никогда не поздно. (62)Люди всю жизнь оглядываются, вспоминают. (63)Никогда не поздно. — (64)И вдруг как бы потеплел, положил мне на плечо руку и сказал: — Поезжай туда, на зелёную речку. (65)Попробуй разыскать того парня. (66)Попробуй! (67)Я бы на твоём месте давно съездил на зелёную речку.
(68)Как это я сам не сообразил? (69)Давно надо было съездить туда, на зелёную речку. (70)Почему я этого не сделал? (71)Боялся? (72)А вдруг... (73)Легче было забыть. (74)Затиснуть этот случай подальше, в тёмный уголок, выбросить его из памяти. (75)Но бывают минуты, когда весь ты высвечен и в твоей душе не остаётся ни одного тёмного уголка. (76)Ничего не утаишь.
(По Ю. Я. Яковлеву)
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.
«Кто из нас не совершал поступков, за которые потом было стыдно?! Это не только серьёзные проступки, а, может быть, и безобидные на первый взгляд шутки… Но человеку становится легче от того, что кто-то выслушает его и поймёт, даст совет. Герой рассказа Юрия Яковлева долго носил в себе чувство вины. Автору удалось показать эмоциональное состояние героя, его переживания и поиск ответа на мучившие его вопросы с помощью прежде всего синтаксических средств выразительности: цепочек (А)______ (предложения 2–5), (Б)______ (предложения 6, 8, 9, 22, 70, 71) и (В)______ (предложения 12, 33), (Г)______ (предложения 30–32)».
Список терминов:
- фразеологизмы
- восклицательные предложения
- парцелляция
- назывные предложения
- метафора
- вопросительные предложения
- антонимы
- однородные члены предложения
- метонимия
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Унылая пора! очей очарованье! Б) И мглой волнистою покрыты небес… |
(1)Дождливый летний день. (2)Именно в такой день я подходил к Светлому озеру, к знакомому сторожу Тарасу.
(3)Когда я подходил к избушке, из травы кубарем вылетела на меня пёстрая …
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А. Пушкин) Б) … |