Задание 22 из ЕГЭ по русскому языку: задача 31
(1)Погода стояла серенькая, унылая, что называется, промозглая, но если бы даже бушевала буря и гром гремел, мне этот день всё равно показался бы ярким и солнечным.
(2)В школе вообще творилось что-то несусветное. (3)Народ бегал по лестницам, орал, весело толкался. (4)Всё прощалось в этот день. (5)Все были равны — отличники и двоечники. (6)Всех нас любили поровну наши учителя — тихонь и забияк, сообразительных и сонь. (7)Все прошлые счёты как будто бы закрывались, нам как бы предлагали: теперь жизнь должна идти по-другому, в том числе и у тебя.
(8)Наконец учителя, перекрикивая шум и гомон, велели всем строиться. (9)По классам, внизу, на небольшом пятачке, где устраивались общие сборы. (10)Но по классам не вышло! (11)Все толкались, бродили, перебегали с места на место, от товарища к знакомому из другого класса и обратно. (12)В это время директор Фаина Васильевна изо всех сил гремела знаменитым школьным колокольчиком, похожим скорее на медное ведёрко средних размеров. (13)Звон получался ужасный, приходилось закрывать ладонями уши, но сегодня и он не помогал: Фаина Васильевна звонила минут десять, не меньше, пока школа чуточку притихла.
— (14)Дорогие дети! — сказала она, и только тогда мы притихли. — (15)Запомните сегодняшний день. (16)Он войдёт в историю. (17)Поздравляю всех нас с Победой!
(18)Это был самый короткий в моей жизни митинг. (19)Мы заорали, забили в ладоши, закричали «ура», запрыгали как можно выше, и не было на нас никакой управы. (20)Фаина Васильевна стояла на первой ступеньке, ведущей вверх, и смотрела на свою беснующуюся, вышедшую из повиновения школу сперва удивлённо, потом добродушно, наконец засмеялась и махнула рукой.
(21)Дверь распахнулась, мы разбились на ручейки и втекли в свои классы. (22)Но сидеть никто не мог. (23)Всё ходило в нас ходуном. (24)Наконец Анна Николаевна чуть успокоила нас. (25)Правда, спокойствие было необычным: кто стоял, кто сидел верхом на парте, кто устроился прямо на полу, возле печки.
— (26)Ну вот, — сказала негромко Анна Николаевна, словно повторяла вопрос. (27)Она любила задавать вопросы дважды: один раз громче, второй — тихо. — (28)Ну, вот, — произнесла снова, — война кончилась. (29)Вы застали её детьми. (30)И хотя вы не знали самого страшного, всё-таки вы видели эту войну.
(31)Она подняла голову и опять посмотрела куда-то поверх нас, будто там, за школьной стеной и дальше, за самой прочной стеной времени, просвечивала наша дальнейшая жизнь, наше будущее.
— (32)Знаете, — проговорила учительница, немного помедлив, точно решилась сказать нам что-то очень важное и взрослое. — (33)Пройдёт время, много-много времени, и вы станете совсем взрослыми. (34)У вас будут не только дети, но и дети детей, ваши внуки. (35)Пройдёт время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут. (36)Останетесь только вы, теперешние дети. (37)Дети минувшей войны. — (38)Она помолчала. — (39)Ни дочки ваши, ни сыновья, ни внуки, конечно же, не будут знать войну. (40)На всей земле останетесь только вы, кто помнит её. (41)И может случиться так, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слёзы! (42)Так вот, не давайте им забыть! (43)Понимаете? (44)Вы-то не забудете, вот и другим не давайте!
(45)Теперь уже молчали мы. (46)Тихо было в нашем классе. (47)Только из коридора да из-за стенок слышались возбуждённые голоса.
(По А. А. Лиханову)
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.
«Незабываемый май сорок пятого! Самый счастливый день и для тех, кто воевал, и для тех, кто трудился в тылу, и для «детей минувшей войны». Как рассказать о нём потомкам? Как передать чувства, охватившие всех без исключения людей и сплотившие их?! Повествование в тексте ведётся от лица ученика начальной школы, поэтому и лексика, и синтаксис очень точно передают атмосферу тех дней, увиденную глазами ребёнка, и его речь. Описание майских событий, эмоций, переполнявших школу, создаётся как синтаксическими средствами выразительности, например (А)______ (предложения 10, 17, 42, 44), (Б)______ (предложения 8–9, 36–37), так и лексическими — (В)______ («тихонь и забияк, сообразительных и сонь» в предложении 6), (Г)______ («школа… притихла» в предложении 13)».
Список терминов:
- обращение
- восклицательные предложения
- диалектизмы
- метонимия
- гипербола
- градация
- синтаксический параллелизм
- парцелляция
- контекстные антонимы
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А. Пушкин) Б) … |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Унылая пора! очей очарованье! Б) И мглой волнистою покрыты небес… |
ЛЕБЕДЬ БОРЬКА
(1)Я давно хотел рассказать о лебеде Борьке и о его друге — старом человеке в подшитых валенках. (2)И о маленьком острове Шикотан, затерянном в далёком Тихом океане. …