Задание 22 из ЕГЭ по русскому языку: задача 59
ЛЕБЕДЬ БОРЬКА
(1)Я давно хотел рассказать о лебеде Борьке и о его друге — старом человеке в подшитых валенках. (2)И о маленьком острове Шикотан, затерянном в далёком Тихом океане. (3)И о слезах, которые не текут по щекам — а остаются внутри, потому что лебеди не плачут, а мужественные люди сдерживают слёзы.
(4)Борька жил на Чистых прудах не один, у него была подруга — лебёдка, и был Павел Денисович — сторож.
(5)Борька любил Павла Денисовича и ходил за ним по пятам, как собака. (6)Люди удивлялись, встречая на белой аллее старика в подшитых валенках и лебедя, который шёл за ним, оставляя в снегу следы — кленовые листья. (7)Павел Денисович разговаривал с Борькой. (8)Жаловался ему на свои хвори. (9)Борька понимающе молчал.
(10)Ему жилось неплохо на Чистых прудах, пока рядом была подруга. (11)Неожиданно она заболела человеческой болезнью — воспалением лёгких. (12)Её отнесли в тёплую сторожку.
(13)Приехала машина с синим крестом. (14)Доктор, осмотрев больную птицу, покачал головой.
(15)А Борька всё рвался в сторожку. (16)Стучал клювом в закрытую дверь. (17)Бил крыльями в окно. (18)Падал на землю и взлетал снова. (19)И его крик слышали люди в соседних домах.
(20)Утром Павел Денисович застал Борьку на пороге сторожки. (21)Лебедь лежал неподвижно, наполовину занесённый снегом, и сам он был похож на чистый сугроб. (22)Сторож наклонился и провёл рукой по заснеженным перьям. (23)Лебедь не пошевелился. (24)Но шершавая рука старика уловила слабые толчки сердца — Борька был жив. (25)Павел Денисович понял, что случилась беда.
(26)Когда он распахнул дверь сторожки, то увидел, что шея лебёдки как-то обмякла, вытянулась на досках пола, а глаза были закрыты.
(27)У лебедей, живущих на тёплых озёрах острова Шикотан, как и у всех прочих сородичей Борьки, есть свой лебединый закон: когда погибает подруга, верный друг взмывает высоко в небо, складывает крылья и камнем падает на землю. (28)И разбивается насмерть, потому что, по разумению гордых птиц, лучше погибнуть, чем жить без любимой подруги.
(29)И Борька хотел поступить так же, как все настоящие лебеди, хотел взлететь над Чистыми прудами, над городом… (30)Но у него были подрезаны крылья, и он не мог подняться к облакам.
(31)Тогда он решил умереть голодной смертью. (32)Он не стал клевать овёс, который сторож засыпал в кормушку. (33)Не брал из ведра свежую рыбу. (34)Отворачивался от солёной кильки. (35)Павел Денисович опускался на ступеньку сторожки и подолгу сидел рядом с Борькой. (36)Снег падал на тулуп, на шапку, на неподвижного лебедя.
(37)— Не грусти, Борька, — тихо говорил сторож. (38)— Я тоже одинокий человек. (39)Пережил такое же, и мне было не легче. (40)Но я живу… (41)Что поделаешь. (42)Жить надо.
(43)Он разговаривал с Борькой, как с человеком. (44)Он силой открывал Борькин клюв и вкладывал в него рыбу. (45)Он кормил его, как маленького несмышлёныша, из ложки. (46)Борька отворачивал голову, вырывался из рук, но у него не хватало сил.
(47)– Ешь, малыш, ешь, — говорил старик и терпеливо засовывал в клюв хлебный мякиш.
(48)Борька начал оживать. (49)Павел Денисович брал его на руки и нёс к пруду. (50)Он заставлял Борьку плавать.
(51)Наступила весна. (52)Вода потеплела. (53)От неба и от листьев она стала голубой и зелёной. (54)Запахло горьковатой тополиной смолкой. (55)Вернулись птицы. (56)Неожиданно Борьке захотелось жить. (57)Лебедь как бы заново родился, заново научился ходить, глотать рыбу, плавать. (58)Это Павел Денисович вдохнул в него вторую жизнь. (59)Борька стал совсем ручным. (60)Он спешил на зов незнакомых людей к берегу и брал из их рук пищу. (61)Он думал, что все люди такие же, как Павел Денисович.
(62)Потом Борьку перевели на другой пруд. (63)Он ехал на машине и, с любопытством вытягивая шею, смотрел по сторонам. (64)Он был городским лебедем, и его не пугал шум машин.
(65)Борька плавал по чистой голубовато-зелёной воде Оленьего пруда. (66)Его горе затихло. (67)Он тянулся к людям, разрешал себя гладить и подолгу сидел у их ног.
(68)А потом Борьки не стало.
(69)Он не вернулся на Чистые пруды и не попал на остров Шикотан. (70)Он любил людей, но не научился отличать хороших людей от плохих. (71)Он думал, что все люди хорошие.
(72)…А через месяц умер Павел Денисович.
(По Ю. Яковлеву)
Юрий Я́ковлевич Я́ковлев — советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.
«Трогательный и грустный рассказ Юрия Яковлева не оставляет читателя равнодушным. Во взаимоотношениях человека с миром природы — птицами и животными — далеко не всегда проявляется забота о братьях наших меньших и сострадание к ним. И в этом рассказе гордой доверчивой птице встретились не только хорошие люди. Автор использует в тексте яркий приём (А) ______ (предложения 43–45, 69–71) и троп (Б) ______ («камнем падает» в предложении 27). Лексические средства выразительности (В) ______ («хвори» в предложении 8, «обмякла» в предложении 26, «несмышлёныша» в предложении 45) придают тексту доверительный тон, а синтаксические — (Г) ______ (предложения 36, 57) — делают повествование динамичным».
Список терминов:
- разговорная лексика
- анафора
- ряды однородных членов
- сравнение
- градация
- обособленные члены предложения
- парцелляция
- вводные слова
- диалектизмы
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А. Пушкин) Б) … |
(1)Родители, семья, школа, все и всяческие коллективы дают человеку или недодают ему очень многое. (2)Но из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее — собственное сознат…
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Унылая пора! очей очарованье! Б) И мглой волнистою покрыты небес… |