Задание 22 из ЕГЭ по русскому языку: задача 170
(1)Я рассказал сыну случай из жизни моей сестрёнки, а Ваниной – тёти Люды. (2)В войну она была маленькой и жила в детдоме. (3)А ещё в детдоме был аквариум с рыбками.
(4)Рыбок было десять. (5)Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. (6)Рыбки были золотые и очень красивые. (7)Розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.
(8)Девочек тоже было десять. (9)Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет. (10)Самой маленькой, Люсеньке, только шесть. (11)Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками. (12)А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. (13)Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея. (14)Меняли им воду или просто любовались через толстое зелёное стекло. (15)Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку. (16)Никто не спрашивал, что она кушает. (17)Для этого были воспитатели.
(18)И вдруг золотые рыбки стали исчезать. (19)Их оказалось сперва девять, потом восемь. (20)В углу обнаружились обглоданные головы. (21)Девочки изумлённо разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. (22)Они только шевелили задумчиво плавниками. (23)И девочки решили поймать вора. (24)Они не спали всю ночь и тихо лежали. (25)Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум. (26)Перед ними стояла маленькая Люсенька. (27)Она прижимала к животу мокрую рыбку.
(28)– Ага, попалась рыбка! – крикнула громко одна из девочек.
(29)И маленькая Люсенька ещё сильней прижала рыбку. (30)Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, поражённые странным сходством. (31)Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. (32)Молча они разглядывали худенькое тельце. (33)Кожа на руках была розовато-прозрачная, с голубыми жилками. (34)Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала:
(35)– Полуночники! (36)Опять, что ли, золотая рыбка пропала?
(37)И Инна ответила:
(38)– Нет, нянечка, не пропала. (39)Теперь не пропадёт... (40)Теперь мы уследим.
(По А. Приставкину)
Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.
«Тема «дети и война» является одной из основных в творчестве А. Приставкина. И в каждом произведении автор находит самые точные, самые ёмкие слова для того, чтобы затронуть человеческие сердца, заставить читателей содрогнуться. Так и в рассказе «Золотая рыбка» сходство девочки с рыбкой обозначено практически одинаковыми (А)____ (предложения 7 и 33), а включённые в описания ребёнка (Б)____ (Люсенька, голубоватой, худенькое, тельце, розовато-прозрачная) подчёркивают беззащитность Люсеньки. А. Приставкин стремится придать повествованию живой, непринуждённый характер и с этой целью использует такие синтаксические средства, как (В)____ (предложения 28, 35), (Г)____ (предложения 4 и 8)».
Список терминов:
- эпитеты
- сравнение
- риторические вопросы
- восклицательные предложения
- вопросительные предложения
- ирония
- гипербола
- синтаксический параллелизм
- слова с суффиксами субъективной оценки
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
(1)Нас увозили из Ленинграда через Ладожское озеро, когда машины уже не ехали по льду, а плыли по воде. (2)Приближалась весна, и лёд на озере быстро таял.
(3)Машины плывут по воде…
ОДИНОЧЕСТВО
(1)Одиночество стоит в ряду самых больших напастей, которые подкарауливают человека на жизненном пути. (2)«Один как перст», «один-одинёшенек», «мать-одиночка», «одиночн…
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А. Пушкин) Б) … |