Задание 22 из ЕГЭ по русскому языку: задача 169

Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 1 мин. 58 сек.

В ПОИСКАХ ИДЕИ

(1)Где-то в середине девяностых Первый президент России потребовал от подчинённых срочно выработать национальную идею. (2)Все СМИ потешались месяца три, по традиции полагая, что всякое указание, спущенное сверху, ничем, кроме глупости, быть не может. (3)Мне, однако, кажется, что осмеянная и забытая мысль была не столь уж анекдотична.

(4)Есть ли у огромной России такая идея?

(5)Сегодня, пожалуй, нет.

(6)Национальная идея, если говорить о ней не в возвышенно-мистическом, а в сугубо практическом ракурсе, всего-навсего перспективный план на обозримое будущее. (7)Скажем, в Средние века была идея избавиться от ордынского ига, потом – выйти к незамерзающим морям, потом – овладеть европейской культурой, потом – освободить крестьян. (8)К сожалению, всё это делалось либо с большим опозданием, либо через спину, в результате чего империя и рухнула в октябре семнадцатого. (9)Краткое время спустя возникла следующая идея – освободиться от нового ига, на этот раз большевистского, что и случилось в девяносто первом году.

(10)Сегодня в России решается, порой успешно, множество локальных задач. (11)А вот главная, объединяющая, не сформулирована и, боюсь, даже не намечена. (12)Создать новую, благополучную, процветающую Россию? (13)Кто же откажется! (14)Но можно ли строить дом по десяти противоречащим друг другу проектам? (15)А у нас как раз и происходит нечто подобное – даже в Думе без конца дискутируют, что именно надо созидать: капитализм с человеческим лицом, социализм со зверской мордой или что-либо ещё.

(16)Какая же из сегодняшних задач представляется мне самой существенной?

(17)Чтобы Россия была свободной, процветающей и уж, тем более, великой, она должна, как минимум, сохраниться. (18)Не распасться на составные, как в семнадцатом и в девяносто первом.

(19)Что же это такое – патриотизм? (20)Почему он обладает не только сплачивающей, но и разрушительной силой?

(21)Во всём (…) мире слово «нация» тождественно слову «гражданство». (22)Приезжая за границу, в любую страну, где надо за- полнять декларации, мы в графе «нация» пишем – «Россия». (23)Когда на чемпионате мира чернокожая девушка первой пробегает стометровку, её называют француженкой, потому что она и есть француженка, то есть гражданка Франции. (24)Одно время к нам часто приходила в гости София, иностранная студентка, два семестра практиковавшаяся в русском. (25)Чёрные волосы, смуглая кожа, раскосые глаза… (26)Двадцать лет назад шведская семья удочерила маленькую кореянку, и она стала шведкой со всеми правами и без всяких комплексов.

(27)У нас же…

(28)Недавно я прочёл в популярной газете, что в России живёт сто девяносто наций – не этносов, не народностей, а именно наций. (29)Не стану винить незнакомого газетчика в малограмотности: ведь это не он так считает, это миллионы людей привыкли так считать. (30)Задайте хотя бы в МГУ сотне студентов один и тот же «национальный» вопрос и услышите: якут, бурят, русский, татарин, армянин. (31)Так нас учили десятилетиями. (32)Так, к сожалению, приучили. (33)Не случайно в ряде автономных республик возникла серьёзная напряжёнка в связи с новыми российскими, без графы «национальность», паспортами…

(34)Так причём тут национальная идея?

(35)Мне кажется, на ближайшие десятилетия нашей национальной идеей как раз и должно стать осознание себя единой нацией, с общими целями, общей родиной и одним на всех патриотизмом. (36)Это не вопрос идеологии, это вопрос выживания страны.

(По Л. Жуховицкому)

Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.

«Что может противопоставить огромная страна разгорающейся по отношению к ней внешней агрессии? Конечно же, сплочённость, которая основывается, прежде всего, на патриотизме нации. Леонид Жуховицкий в своём, как всегда, остром и актуальнейшем тексте рассуждает именно об этих категориях, которые, по его мнению, должны стать нашей национальной идеей. Стиль автора очень индивидуален и узнаваем. Текст построен на одновременном использовании как (А)____ («потешались», «рухнула», «стометровка», «напряжёнка» и др.), так и (Б)____ («национальная идея», «ракурс», «локальные задачи», «благополучная» и др.). Автор ищет ответы на многие вопросы, он приглашает читателя к совместным размышлениям, поэтому в тексте не случайно обилие (В)____ (предложения 4, 12, 14, 16, 20, 34 и многие другие). Ярким лексическим средством выразительности являются также (Г)____ (предложение 20)».

Список терминов:

  1. разговорная лексика
  2. метафора
  3. однородные члены предложения
  4. парцелляция
  5. восклицательные предложения
  6. контекстные антонимы
  7. фразеологизмы
  8. вопросительные предложения
  9. публицистическая лексика

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

БЛЭК

— (1)Мам, — спросил сын перед сном, — а ты любишь Новый год? (2)А расскажи, как ты праздновала Новый год, когда была маленькая? (3)Как все? (4)Ёлка, мандарины?

— (5)Да, — кива…

(1)На очередном обходе главный врач санбата осмотрел Бориса, поворачивая его то передом, то задом, постучал кулаком под правой лопаткой:

– Подзадержались вы у нас, подзадержались……

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
А) Унылая пора! очей очарованье!
Б) И мглой волнистою покрыты небес…
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
А) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А. Пушкин)
Б) …