Задание 19 из ЕГЭ по обществознанию: задача 94
«Социальная компетентность в современном обществе означает способность человека выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его изменяющейся социальной реальности. Она предполагает в равной степени и освоение вариантов взаимодействия с окружающими, способов достижения целей, и понимание сути происходящего, предвидение последствий собственных действий. Особенно важен «ментальный» аспект — осмысление социальной среды, осознанное выстраивание отношений с окружающими людьми. Этим и определяется существенная роль школьного образования в формировании социальной компетентности. Несомненно, сама жизнь учит ребёнка формальным и неформальным правилам взаимодействия, создаёт проблемные ситуации, которые он сам так или иначе разрешает. Но когда такое спонтанное развитие социальной компетентности сопровождается обучением его, например, на уроках обществознания, он приобретает поистине бесценный ресурс жизненной ориентации. Способность ученика к осмыслению, пониманию социальной реальности может стать результатом изучения комплекса социально-гуманитарных дисциплин, но только при наличии соответствующих целей, поставленных перед школьным образованием. Следует иметь в виду: процесс взросления для школьников означает прежде всего личностное развитие, работу над собой, а не освоение готовых образцов поведения, предлагаемых взрослыми. Многое должно быть ими переосмыслено, проверено на опыте как собственном, так и других людей. Между тем в школьном обучении существует устойчивая традиция рассматривать его результаты через цепочку «знания-умения-навыки». Эта цепочка удобна с инструментальной точки зрения, с точки зрения анализа педагогом отдельных аспектов своей деятельности, но не может являться ориентиром в развитии современного образования. Способность ученика объединять самые разные знания, умения и навыки для получения результата в обучении не является суммой, простым сложением составляющих. Ключевым словом в данном случае является именно способность (или ещё лучше — опыт) получения результата в учебной деятельности. А знания, умения и навыки — это средства, которые при этом использует ученик. Такая трактовка результата образования ближе всего к понятию «компетентность», но, к сожалению, она пока ещё не является доминирующей.
Мы рассматриваем понятие «компетентность» как основу дальнейшего развития школьного образования. Фактически у него две основных цели — образовательная и социальная, которые пересекаются между собой. При изучении биологии, физики и химии ученики неизбежно выходят на проблемы науки и техники. А когда они изучают социально-гуманитарные дисциплины, то не могут обойтись без анализа общественных отношений, причем существующих «здесь и сейчас» в жизни учащихся. Такой подход к школьному образованию невозможен без активного взаимодействия участников образовательного процесса — учителей, учащихся и их родителей. Помощь родителей в ситуации, когда анализ общественных отношений начинается для учеников с рассмотрения особенностей их собственной жизни, крайне необходима. Существенным моментом для развития социальной компетентности является потребность в усилении практического аспекта образования, заявленной в концепции школьного стандарта. Ее можно рассматривать как социальный заказ. Иначе говоря, не только разработчики концепции стандарта, но и непосредственные участники образовательного процесса — ученики, их родители, учителя должны быть заинтересованы в усилении практического аспекта образования».
(Е. В. Прямикова)
Какие четыре результата социальной компетентности названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите примеры проявления каждого из результатов.
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
«Государство — основной институт власти в политической системе конкретного общества, совокупность учреждений и организаций, обладающих верховной властью на определенной территории.…
Проиллюстрируй тремя примерами особенности партнерской семьи. (сначала назовите особенности, потом напишите пример)