Задание 19 из ЕГЭ по обществознанию: задача 95

Разбор сложных заданий в тг-канале:

«В споре рождается истина!» — всем нам знакомо данное утверждение. Аргумент в логике — утверждение (посылка) или группа утверждений (посылок), приводимые в подтверждение (доказательство) другого утверждения (заключения). Единственный способ достичь истины — это иметь и использовать достаточное количество аргументов и фактов. Факт — единица философии, не требующая доказательства. И это значение знакомо многим.

В процессе обоснования истинности или ложности тезиса (суждения, выдвигаемого для доказательства) возможны логические ошибки, возникающие при нарушении определенных правил тезиса и правила аргумента. Тезис должен быть сформулирован ясно и четко; тезис должен оставаться неизменным на протяжении всего доказательства. Правила аргумента: во-первых, аргументы должны быть истинными и доказанными положениями. Ложными аргументами нельзя ни доказать, ни опровергнуть тезис. Это требование формулируется следующим образом: ложное основание — не основание. Использование ложного основания (аргумента) ведет к логической ошибке, называемой основное заблуждение. Аргументы должны быть не только истинными, но и доказанными положениями. Недоказанное основание — не основание. Невыполнение этого требования влечет ошибку — предвосхищение основания. Во-вторых, аргументы должны быть суждениями, истинность которых обосновывается независимо от содержания тезиса. И последнее, аргументов не должно быть слишком мало или слишком много. Если аргументов окажется недостаточно для обоснования истинности или ложности тезиса, то получится так: «кто мало доказывает, тот ничего не доказывает».

К ошибкам в демонстрации аргумента можно отнести следующее: аргумент, истинный при определённых условиях, рассматривается без этих условий. Например, из рекомендации принимать антибиотики во время болезни с необходимостью не следует, что их следует принимать каждому заболевшему и при любом заболевании. Ошибкой будет, если аргумент, истинный для части, применять к целому. Так, из аргумента о пользе зимнего купания для здоровья, верного для некоторых так называемых моржей, не следует, что такое купание полезно всем. И наоборот, аргумент, истинный для целого, не всегда применим к части целого. Например, положительная характеристика всего класса недостаточна для такой характеристики отдельных школьников этой группы.

В дискуссии, споре, в прениях сторон на суде нередко используют приемы, отвергаемые логикой. К ним относятся аргументы (доводы) к личности, к публике, к авторитету, к состраданию, к невежеству, к силе. Цель аргумента — доказать истину, поэтому логика, предметом изучения которой являются методы и способы правильного рассуждения, размышления, то есть категории абстрактного мышления, признает только истину».

(В. И. Кириллов)

Какие три ошибки в демонстрации аргумента названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте пример любого приёма, отвергаемого логикой.

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

Назовите любые три принципа избирательного права в РФ и проиллюстрируйте каждый из них примером. (Сначала назовите принцип, затем приведите соответствующий пример.) (Каждый пример …

Назови три вида социальных конфликтов, выделяемых по содержанию проблемы, и проиллюстрируйте их конкретными примерами. (Про поножовщину не писать)

Дозволение несовершеннолетнему собственнику обрести полную дееспособность в порядке эмансипации не просто «своеобразная дань процессу стремительно развивающегося предпринимательств…

Приведите три аргумента подтверждающих необходимость поддержки государством инноваций в экономике?