Задание 19 из ЕГЭ по обществознанию: задача 91

Разбор сложных заданий в тг-канале:

«Наука как компонент человеческой культуры (цивилизации) неотделима от общества. В наше время выпускник средней школы обладает белее обширными познаниями, чем самый выдающийся средневековый учёный. Любой двоечник кое-что смыслит в каждой из дисциплин, преподаваемых в школе.

Во все времена среди учёных находились талантливые популяризаторы науки, которые делали научные достижения доступными для широкой общественности. Это есть и сейчас, когда СМИ настолько глубоко проникли в нашу жизнь. Достаточно вспомнить хотя бы образовательные передачи телевидения, которые очень востребованы не только учащейся молодёжью, но и людьми постарше.

Таким образом, вряд ли можно утверждать, что наука отделена от общества.

Наука как форма общественного сознания также немыслима без общества, так как форма не может быть отделена от содержания. В мировом масштабе наблюдается тенденция повышения интереса общества к научным достижениям. Но, если в развитых странах люди интересуются и естественными науками, о чем говорит хотя бы многообразие естественно-научных сайтов на английском языке, то наши соотечественники проявляют склонности в основном, к наукам, помогающим им выжить: экономике, психологии, юриспруденции, сельскохозяйственным наукам.

Меня часто спрашивают о том, как следует относиться к различным экологическим проблемам, например, к глобальному потеплению климата или проблеме захоронения радиоактивных отходов. Я обычно привожу совершенно противоположные точки зрения и предлагаю самим определиться с позицией. Почему-то многих удивляет тот факт, что радиоактивные элементы взяты из той же Природы и, в принципе, если следовать правилу «где взял, туда и вернул», в их захоронении нет ничего страшного (другое дело — опасности эксплуатации и транспортировки).

Таким образом, мой личный опыт позволяет мне утверждать: связи науки и общества не утрачены.

Как форма познания мира наука тесно соседствует с искусством и религией. Например, А. Эйнштейн считал веру ученых в рациональную постижимость мира религиозной: «Основой всей научной работы служит убеждение, что мир представляет собой упорядоченную и познаваемую сущность. Это убеждение зиждется на религиозном чувстве». Ныне в России наметились тенденции к усилению религиозного сознания. В советское время это показалось бы просто кощунственным, но сейчас в людях вполне уживаются и научное и религиозное мировоззрения. Получается, что между теистическим и материалистическим мировоззрениями нет никакой конфронтации.

Искусство также вошло в научный обиход: появилась даже специальная область знания — искусствоведение. Следовательно, наука только обогащается в соединении с искусством. И связи не утрачены. Как сфера человеческой деятельности наука не прекратит существование, даже если её вообще перестанут финансировать. Все равно найдутся люди, которые будут заниматься наукой по душевной потребности. Такими были почти все великие учёные.

«Несведущим в геометрии вход воспрещен», гласила надпись у входа в Академию Платона. В античные времена наукой занимались избранные. В настоящее время каждые 10–15 лет объём научной деятельности удваивается. Происходит рост научных открытий, научной информации, числа научных работников. Я берусь утверждать, что реальное число людей, причастных к науке, гораздо больше числа научных работников: в эту сферу вовлечены члены семей, работники властных и прочих контролирующих структур, просто любознательные люди, а также огромная армия школьников и студентов.

При таких темпах роста численности людей, вовлеченных в научную деятельность, может наступить время, когда это будет фактически все общество. Конечно, существует некое кастовое деление в самой научной сфере: на академическую и прикладную науку, на открытую и закрытую печать.

Таким образом, нельзя утверждать, что в настоящее время связи между наукой и обществом утрачены, они даже не ослаблены! Другое дело — необходимо сделать науку более понятной и доступной широкому кругу любознательных и заинтересованных людей».

(По Н. Ю. Клинк)

Какие две экологические проблемы названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите по два последствия каждой проблемы.

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три признака правонарушения.

Моральные ценности и нормы, имеющие отношение к политическому миру, к его институтам, отношениям, политическому мировоззрению и поведению членов того или иного общества, в совокупн…

Назови и проиллюстрируй тремя примерами функции налогов (всего должно получится три распространенных примера, в начале назови функцию, затем к ней приведи распространенный пример).…

Одним из компонентов социокультурных форм выступают ценности. В ходе развития общества формируются идеи, которые выделяются и которым приписывается особая ценность. Они усваиваются…

Составим твой персональный план подготовки к ЕГЭ

Хочу!