Задание 18 из ЕГЭ по обществознанию: задача 84

Разбор сложных заданий в тг-канале:

Человек живёт не только в природной среде, но в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной нравственной жизни, для его «духовной осёдлости», для его привязанности к родным местам, следованию заветам предков, для его нравственной дисциплины и социальности. <…>

А ведь факт воспитательного значения на человека окружающей культурной среды не подлежит ни малейшему сомнению. <…> Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя. Его воспитывает история, прошлое. Прошлое открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже ворота — триумфальные ворота. Жить там, где жили поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать музеи — значит, постепенно обогащаться духовно. <…>

«Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со всё прогрессирующей скоростью. Техника, которая сама является продуктом культуры, служит иногда в большей степени умерщвлению культуры, чем продлению жизни культуры. Бульдозеры, экскаваторы, строительные краны, управляемые людьми бездумными, неосведомлёнными, могут нанести вред тому, что в земле ещё не открыто, и тому, что на земле, уже служившее людям. Даже сами реставраторы, работающие иногда согласно своим собственным, недостаточно проверенным теориям или современным нам представлениям о красоте, становятся в большей мере разрушителями памятников прошлого, чем их охранителями. Уничтожают памятники и градостроители, особенно если они не имеют чётких и полных исторических знаний. На земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые, а потому и кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей. <…>

Мы не должны возлагать полную ответственность за небрежение к прошлому на других или просто надеяться, что сохранением культуры прошлого занимаются специальные государственные и общественные организации, и это «их дело», а не наше. Мы сами должны быть интеллигентны, культурны, воспитанны, понимать красоту и быть добрыми — именно добрыми и благодарными нашим предкам, создававшим для нас и наших потомков всю ту красоту, которую не кто-либо другой, а именно мы не умеем порой осознавать, принять в свой нравственный мир, хранить и деятельно защищать.

Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры: за всё ответственны мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении.

(Д. Лихачёв)

Какие пути духовного обогащения называет автор? Назовите три таких пути. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё один путь духовного обогащения, не названный в тексте.

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

Составной частью реформирования народного хозяйства является создание эффективной системы предпринимательства.

Под этим понятием мы подразумеваем вид хозяйственной деятельности, н…

«Для стабильности общества необходимо, чтобы люди уважительно относились к праву, понимали смысл и назначение правовых норм. Порой правонарушения совершаются людьми по незнанию. Во…

Процессы глобализации, урбанизации и унификации национальных культур, происходящие в XX–XXI веках, выдвигают в качестве одной из задач правительств современных государств сохранени…

Используя обществоведческие знания:

– укажи не менее трёх основных признаков понятия «общество» (не как системы);

– объясни связь общества и природы (Объяснение может быть дано в …