Задание 18 из ЕГЭ по обществознанию: задача 90
В исторической памяти российского общества Великая Отечественная война занимает особенное место. Праздник Победы является значимым днём для подавляющего большинства населения России. Можно утверждать, что значение Победы в Великой Отечественной войне — культурообразующее для современного российского общества. Среди государственных праздников, имеющих исторически смысловое наполнение, только праздник День Победы не разделяет россиян по отношению к этому событию.
Историческая память представляет собой обобщённый коллективный опыт, который формируется в процессе развития представлений человека о мире. Он актуален для живущего поколения и хранится при помощи специальной информации и специализированных институтов, для актуализации и последующего использования накопленного исторического опыта.
Ж. Т. Тощенко отмечал: «Не может быть подлинная историческая память без личной исторической памяти, без знания того, что связано с личной судьбой конкретного человека, историей его семьи, его предшественников, которые функционировали в истории». Личная живая память выступает в роли органической основы памяти коллективной. Источник живой памяти — устные рассказы непосредственных участников и свидетелей событий.
Время идёт, и возможность передачи живой памяти от участников, свидетелей и современников сокращается и вскоре будет утрачена. С отдалением от исторического события возрастают возможности понимания не только собственно исторического, психологического, культурного, но и его социального, духовного значения. Современное молодое поколение — последнее поколение, которое может слышать о ВОВ от современников событий. Соответственно, история войны начинает бытие, отчуждённое от её носителей, переходит в устную традицию народа, становится частью его менталитета. Но именно историческая память, остающаяся после ухода непосредственных свидетелей и участников исторического события, может прояснить многие характеристики национального сознания.
Для определения содержания живой исторической памяти о Великой Отечественной войне было проведено исследование, его участникам предлагалось письменно в свободной форме изложить свои знания об этом событии, полученные из устных источников в межличностном общении. Участников не ограничивали в том, от кого были получены эти знания, — их источником могли быть не только члены семьи и не только современники событий. Главное условие — передача знаний в личном общении. Из 120 участников исследования только двое ответили, что они никогда ничего не слышали о Великой Отечественной войне из устных рассказов и знают о ней только из фильмов, литературных произведений и курса истории в учебных заведениях. Ещё два человека слышали о войне только от приглашённых в школу ветеранов. При этом на рассказы приглашённых в школу ветеранов, наряду с семейными воспоминаниями, ссылаются и другие участники исследования. Ветеранов они хорошо запомнили. Часто в текстах указаны имена и фамилии ветеранов, а также подчёркивается, что они произвели на респондентов большое впечатление: «Я танцевала с ветераном, который очень радовался тому, что врачи спасли ему ногу и говорил, что радуется этому всю жизнь». Молодые люди отмечают активность ветеранов, их хорошую память.
Главным каналом сохранения живой памяти о Великой Отечественной войне является семья, поскольку все остальные респонденты пересказывали именно семейные истории, несмотря на то, что в задании не содержалось указания на семью как источник информации. Более четверти участников исследования рассказывали об ужасах голода в годы войны.
Второе по распространённости событие, упоминаемое в рассказах респондентов, — потеря родных, как правило, гибель на фронте мужчин. Особенно важно сохранение в семьях памяти о тех, кто не оставил потомков — обычно это братья прадеда. «Я лишь знаю о том, что родные братья моего прадеда ушли на войну и не вернулись. Ушли они молодыми, и семьёй они не успели обзавестись».
Нужно отметить: памятные вещи практически не присутствуют в рассказах, даже фотографии упоминаются редко. Также распространены воспоминания о ранениях. Многие подчёркивали роль медицинских работников, их душевное участие, неравнодушие: «Мест в больнице не хватало. Некоторые медсёстры, в том числе и прабабушка моя, забирали к себе раненых и за ними ухаживали». Живая память о Великой Отечественной войне имеет явно выраженный гендерный аспект — по женской линии передаётся память о голоде и бытовых трудностях, по мужской — о боевых действиях и фронтовом героизме.
(Л. Макарова)
Какие источники знаний о войне называет автор? Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё два источника, не указанные в тексте.
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
Для того чтобы демократия оказалась жизнеспособной политической моделью, требуется определённый уровень политической компетентности граждан. Данные, которыми мы располагаем, указыв…
Культура, будучи необычайно сложным, широким и многогранным явлением, служит объектом исследования для самых различных научных дисциплин — философии, культурологии, истории, этногр…
Используя обществоведческие знания:
– укажи не менее трёх основных признаков понятия «общество» (не как системы);
– объясни связь общества и природы (Объяснение может быть дано в …