Задание 18 из ЕГЭ по обществознанию: задача 67

Разбор сложных заданий в тг-канале:

Многообразие культур — отличительная черта мировой культуры, а также форма проявления мировой цивилизации. Широкий диапазон культурного и этнического разнообразия в стране, принимаемый и оцениваемый как позитивное явление большинством населения страны, называется поликультурностью. Поликультурная модель общества противопоставляется модели ассимилятивной (то есть модели уподобления), при которой меньшинства теряют свои культурные традиции и ценности, заменяя их традициями и ценностями большинства населения (группы большинства).

Между разными культурами могут существовать самые разные формы взаимодействия, начиная с простого обмена ценностями и диалогом и заканчивая насильственным покорением или присоединением к доминирующей культуре. Мирные формы обмена культурными ценностями между двумя или несколькими народами называют культурным диалогом. В отличие от узкого понимания диалога как общения двух человек, культурный диалог — более широкое понятие. К универсальным формам распространения культуры (а распространение культуры — простейшая разновидность культурного диалога) относят заимствования, диффузию и открытия. Кроме них выделяют другие формы, например культурную трансмиссию.

Никакая культура не может быть самодостаточной. Творческое развитие культуры возможно только при взаимодействии с другими культурами, при всемерном обогащении собственного опыта. Зам кнутость и изолированность приводят к стагнации, поэтому обращение к ценностям иных культур — залог развития и обновления. Заимствование культурных черт существовало на протяжении всей истории человечества.

Культурная диффузия — взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении; пространственное распространение культурных достижений из одной страны в другую. Культурная диффузия, то есть стихийное и никем не контролируемое заимствование культурных ценностей, имеет как позитивные, так и негативные аспекты. С одной стороны, она позволяет народам больше общаться между собой и узнавать друг о друге. Общение и познание способствуют сближению народов. С другой стороны, чрезмерно активное общение и заимствование опасны потерей культурной самобытности.

Культурная трансмиссия — процесс передачи соответствующих данной культуре знаний, навыков, умений, традиций, обычаев и ценностей от одного индивида к другому, от одной культуры к другой и, наконец, от предшествующих поколений к последующим через научение. Базовым институтом культурной трансмиссии является образование, благодаря которому культурные ценности передаются от старшего поколения (учителя, преподаватели) к младшему (от школьников младших классов до студентов) через узаконенные государством формы и механизмы обучения.

Культурная экспансия представляет собой расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы. Ныне культурная экспансия осуществляется прежде всего через современные аудиовизуальные средства — телевидение, радио, кино.

(А. И. Кравченко)

Автор утверждает: «Никакая культура не может быть самодостаточной. Творческое развитие культуры возможно только при взаимодействии с другими культурами, при всемерном обогащении собственного опыта. Замкнутость и изолированность приводят к стагнации…» Как вы понимаете смысл авторского суждения? Приведите три пояснения (аргумента) в обоснование этого суждения.

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

Составной частью реформирования народного хозяйства является создание эффективной системы предпринимательства.

Под этим понятием мы подразумеваем вид хозяйственной деятельности, н…

Используя обществоведческие знания:

– укажи не менее трёх основных признаков понятия «социальная группа»;

– объясни связь таких понятий как групповой эгоизм и малая социальна…

Противоположными демократическому режиму являются тоталитаризм и авторитаризм. Становление тоталитарного режима может быть следствием военных поражений или революций, а также эконо…

Используя обществоведческие знания:

– укажи не менее трёх основных признаков понятия «общество» (не как системы);

– объясни связь общества и природы (Объяснение может быть дано в …