Задание 17 из ЕГЭ по обществознанию: задача 69
В исторической памяти российского общества Великая Отечественная война занимает особенное место. Праздник Победы является значимым днём для подавляющего большинства населения России. Можно утверждать, что значение Победы в Великой Отечественной войне — культурообразующее для современного российского общества. Среди государственных праздников, имеющих исторически смысловое наполнение, только праздник День Победы не разделяет россиян по отношению к этому событию.
Историческая память представляет собой обобщённый коллективный опыт, который формируется в процессе развития представлений человека о мире. Он актуален для живущего поколения и хранится при помощи специальной информации и специализированных институтов, для актуализации и последующего использования накопленного исторического опыта.
Ж. Т. Тощенко отмечал: «Не может быть подлинная историческая память без личной исторической памяти, без знания того, что связано с личной судьбой конкретного человека, историей его семьи, его предшественников, которые функционировали в истории». Личная живая память выступает в роли органической основы памяти коллективной. Источник живой памяти — устные рассказы непосредственных участников и свидетелей событий.
Время идёт, и возможность передачи живой памяти от участников, свидетелей и современников сокращается и вскоре будет утрачена. С отдалением от исторического события возрастают возможности понимания не только собственно исторического, психологического, культурного, но и его социального, духовного значения. Современное молодое поколение — последнее поколение, которое может слышать о ВОВ от современников событий. Соответственно, история войны начинает бытие, отчуждённое от её носителей, переходит в устную традицию народа, становится частью его менталитета. Но именно историческая память, остающаяся после ухода непосредственных свидетелей и участников исторического события, может прояснить многие характеристики национального сознания.
Для определения содержания живой исторической памяти о Великой Отечественной войне было проведено исследование, его участникам предлагалось письменно в свободной форме изложить свои знания об этом событии, полученные из устных источников в межличностном общении. Участников не ограничивали в том, от кого были получены эти знания, — их источником могли быть не только члены семьи и не только современники событий. Главное условие — передача знаний в личном общении. Из 120 участников исследования только двое ответили, что они никогда ничего не слышали о Великой Отечественной войне из устных рассказов и знают о ней только из фильмов, литературных произведений и курса истории в учебных заведениях. Ещё два человека слышали о войне только от приглашённых в школу ветеранов. При этом на рассказы приглашённых в школу ветеранов, наряду с семейными воспоминаниями, ссылаются и другие участники исследования. Ветеранов они хорошо запомнили. Часто в текстах указаны имена и фамилии ветеранов, а также подчёркивается, что они произвели на респондентов большое впечатление: «Я танцевала с ветераном, который очень радовался тому, что врачи спасли ему ногу и говорил, что радуется этому всю жизнь». Молодые люди отмечают активность ветеранов, их хорошую память.
Главным каналом сохранения живой памяти о Великой Отечественной войне является семья, поскольку все остальные респонденты пересказывали именно семейные истории, несмотря на то, что в задании не содержалось указания на семью как источник информации. Более четверти участников исследования рассказывали об ужасах голода в годы войны.
Второе по распространённости событие, упоминаемое в рассказах респондентов, — потеря родных, как правило, гибель на фронте мужчин. Особенно важно сохранение в семьях памяти о тех, кто не оставил потомков — обычно это братья прадеда. «Я лишь знаю о том, что родные братья моего прадеда ушли на войну и не вернулись. Ушли они молодыми, и семьёй они не успели обзавестись».
Нужно отметить: памятные вещи практически не присутствуют в рассказах, даже фотографии упоминаются редко. Также распространены воспоминания о ранениях. Многие подчёркивали роль медицинских работников, их душевное участие, неравнодушие: «Мест в больнице не хватало. Некоторые медсёстры, в том числе и прабабушка моя, забирали к себе раненых и за ними ухаживали». Живая память о Великой Отечественной войне имеет явно выраженный гендерный аспект — по женской линии передаётся память о голоде и бытовых трудностях, по мужской — о боевых действиях и фронтовом героизме.
(Л. Макарова)
Что автор понимает под исторической памятью? На каком основании автор утверждает, что праздник Победы является значимым днём для подавляющего большинства населения России?
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
Объединение суверенных государств, создаваемое для достижения общих целей в политической, экономической, социальной, научно-технической и культурной областях в соответствии с между…
Объединение суверенных государств, создаваемое для достижения общих целей в политической, экономической, социальной, научно-технической и культурной областях в соответствии с между…
«В споре рождается истина!» — всем нам знакомо данное утверждение. Аргумент в логике — утверждение (посылка) или группа утверждений (посылок), приводимые в подтверждение (доказател…