Задание 17 из ЕГЭ по обществознанию: задача 94
«В споре рождается истина!» — всем нам знакомо данное утверждение. Аргумент в логике — утверждение (посылка) или группа утверждений (посылок), приводимые в подтверждение (доказательство) другого утверждения (заключения). Единственный способ достичь истины — это иметь и использовать достаточное количество аргументов и фактов. Факт — единица философии, не требующая доказательства. И это значение знакомо многим.
В процессе обоснования истинности или ложности тезиса (суждения, выдвигаемого для доказательства) возможны логические ошибки, возникающие при нарушении определенных правил тезиса и правила аргумента. Тезис должен быть сформулирован ясно и четко; тезис должен оставаться неизменным на протяжении всего доказательства. Правила аргумента: во-первых, аргументы должны быть истинными и доказанными положениями. Ложными аргументами нельзя ни доказать, ни опровергнуть тезис. Это требование формулируется следующим образом: ложное основание — не основание. Использование ложного основания (аргумента) ведет к логической ошибке, называемой основное заблуждение. Аргументы должны быть не только истинными, но и доказанными положениями. Недоказанное основание — не основание. Невыполнение этого требования влечет ошибку — предвосхищение основания. Во-вторых, аргументы должны быть суждениями, истинность которых обосновывается независимо от содержания тезиса. И последнее, аргументов не должно быть слишком мало или слишком много. Если аргументов окажется недостаточно для обоснования истинности или ложности тезиса, то получится так: «кто мало доказывает, тот ничего не доказывает».
К ошибкам в демонстрации аргумента можно отнести следующее: аргумент, истинный при определённых условиях, рассматривается без этих условий. Например, из рекомендации принимать антибиотики во время болезни с необходимостью не следует, что их следует принимать каждому заболевшему и при любом заболевании. Ошибкой будет, если аргумент, истинный для части, применять к целому. Так, из аргумента о пользе зимнего купания для здоровья, верного для некоторых так называемых моржей, не следует, что такое купание полезно всем. И наоборот, аргумент, истинный для целого, не всегда применим к части целого. Например, положительная характеристика всего класса недостаточна для такой характеристики отдельных школьников этой группы.
В дискуссии, споре, в прениях сторон на суде нередко используют приемы, отвергаемые логикой. К ним относятся аргументы (доводы) к личности, к публике, к авторитету, к состраданию, к невежеству, к силе. Цель аргумента — доказать истину, поэтому логика, предметом изучения которой являются методы и способы правильного рассуждения, размышления, то есть категории абстрактного мышления, признает только истину».
(В. И. Кириллов)
Какое определение аргумента приведено автором? Как в тексте объясняется возможность достижения истины в споре?
Объект авторского права ООО «Легион»
Бесплатный интенсив по обществознанию
💪 Узнаешь основу всех блоков общаги и повысишь свой балл. Наработаешь твердую базу, с которой легко ворвешься в новый учебный год, а также заполнишь пробелы предыдущих лет. В учебном году тебе будет гораздо проще влиться в подготовку, чем твоим ленивым одноклассникам.
🚀 Ты сможешь решать на максимум задание с графиком (№21)
📈 Прибавишь как минимум 30 баллов к своему результату
✍️ Решишь больше 150 тестовых заданий
У тебя будет:
- 🤑 Возможность выиграть бесплатный доступ к сентябрьскому курсу.
- 🎥 1 онлайн-вебинар по 1 часу в неделю.
- ✍️ Домашка после каждого веба без дедлайна (делай, когда тебе удобно).
- 📖 Скрипты, конспекты, множество полезных материалов и лайфхаков.
- 🚀 Удобный личный кабинет: расписание вебов, домашки, твой прогресс и многое другое.
- 😌 Уютная атмосфера, в которой тебе рады!
- 🗣️ Отдельная беседа в ТГ с сокурсниками и преподавателями.
Вместе с этой задачей также решают:
«Политическую модернизацию можно определить как формирование, развитие и распространение современной политической структуры, институтов, практик, способных адекватно реагировать и …
Моральные ценности и нормы, имеющие отношение к политическому миру, к его институтам, отношениям, политическому мировоззрению и поведению членов того или иного общества, в совокупн…
Наука представляет собой один из типов исторически и социально-изменчивой познавательной активности человека. В том виде, как она известна нам сейчас, наука является феноменом евро…