Задание 17 из ЕГЭ по обществознанию: задача 32
Культура, будучи необычайно сложным, широким и многогранным явлением, служит объектом исследования для самых различных научных дисциплин — философии, культурологии, истории, этнографии, социальной антропологии и др. Социологию интересует социальная природа культуры, её роль в функционировании и развитии общества. Специфика социологического подхода к изучению культурных явлений отражается в понятии «социальная культура». Под ней понимается система социально значимых знаний, ценностей, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность в обществе.
В целом социальная культура определяет образ жизни людей, даёт им необходимые ориентиры для эффективного взаимодействия в обществе. По мнению ряда социологов, она содержит в себе систему духовных кодов, некую информационную программу, заставляющую людей поступать так, а не иначе, воспринимать и оценивать происходящее в определённом свете. По образному выражению американского социолога Н. Смелзера, социальная культура в жизни людей играет ту же роль, какую в животном мире выполняет генетически запрограммированное поведение.
Рассматривая культуру в виде сложной системы, социологи выделяют в ней исходные, или базисные, единицы, получившие название культурных элементов. Культурные элементы бывают двух видов: материальные и нематериальные. Первые образуют материальную культуру, вторые — духовную.
Социально значимые элементы культуры, переданные последующим поколениям, принятые и усвоенные ими, образуют культурное наследие. В масштабе всего человечества культурное наследие выражает культурные универсалии. Это понятие ввёл в научный оборот американский социолог и этнограф Дж. Мердок, который выделил более 70 универсалий — общих для всех культур элементов: язык, религию, мифологию, возрастную градацию, календарь, нательные украшения, спорт, игры, гадание, ухаживание, похоронные ритуалы и т. д.
Культурные универсалии не исключают богатого разнообразия культур, которое может проявляться буквально во всём: в приветствиях, манере общения, традициях, обычаях, обрядах, в представлениях о прекрасном, в отношении к жизни и смерти. В связи с этим возникает важная социальная проблема: как люди воспринимают и оценивают другие культуры. И здесь социологи выделяют две тенденции: этноцентризм и культурный релятивизм.
Этноцентризм — это тенденция оценивать другие культуры по критериям своей собственной культуры, с позиции её превосходства. Проявления этой тенденции могут принимать самые различные формы (миссионерская деятельность с целью обратить «варваров» в свою веру, попытки навязать тот или иной «образ жизни» и т. д.). В условиях нестабильности общества, ослабления государственной власти этноцентризм может играть разрушительную роль, порождая ксенофобию и воинствующий национализм. Однако в большинстве случаев этноцентризм проявляется в более терпимых формах. Это даёт основание некоторым социологам находить в нём и положительные моменты, увязывая их с патриотизмом, национальным самосознанием и даже обычной групповой солидарностью.
Культурный релятивизм исходит из того, что любую культуру надо рассматривать как единое целое и оценивать в её собственном контексте. Как отмечает американский исследователь Р. Бенедикт, ни одна ценность, ни одна особенность данной культуры не могут быть полностью поняты, если их анализировать в отрыве от целого. Культурный релятивизм смягчает действие этноцентризма и способствует поиску путей к сотрудничеству и взаимному обогащению разных культур.
По мнению некоторых социологов, самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе — сочетание этноцентризма и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества, в то же время способен понять другие культуры, оценить их самобытность и значение.
(Д. Кухарчук )
Какие науки занимаются изучением культуры? Какие вопросы, связанные с культурой, изучает социология? Что автор понимает под социальной культурой?
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
«Наука как компонент человеческой культуры (цивилизации) неотделима от общества. В наше время выпускник средней школы обладает белее обширными познаниями, чем самый выдающийся сред…
Задача обеспечения населения планеты продуктами питания имеет давние исторические корни. Дефицит продуктов сопровождал человечество на всём протяжении его истории, которая всегда б…
Для того чтобы демократия оказалась жизнеспособной политической моделью, требуется определённый уровень политической компетентности граждан. Данные, которыми мы располагаем, указыв…