Задание 17 из ЕГЭ по обществознанию: задача 49
Многообразие культур — отличительная черта мировой культуры, а также форма проявления мировой цивилизации. Широкий диапазон культурного и этнического разнообразия в стране, принимаемый и оцениваемый как позитивное явление большинством населения страны, называется поликультурностью. Поликультурная модель общества противопоставляется модели ассимилятивной (то есть модели уподобления), при которой меньшинства теряют свои культурные традиции и ценности, заменяя их традициями и ценностями большинства населения (группы большинства).
Между разными культурами могут существовать самые разные формы взаимодействия, начиная с простого обмена ценностями и диалогом и заканчивая насильственным покорением или присоединением к доминирующей культуре. Мирные формы обмена культурными ценностями между двумя или несколькими народами называют культурным диалогом. В отличие от узкого понимания диалога как общения двух человек, культурный диалог — более широкое понятие. К универсальным формам распространения культуры (а распространение культуры — простейшая разновидность культурного диалога) относят заимствования, диффузию и открытия. Кроме них выделяют другие формы, например культурную трансмиссию.
Никакая культура не может быть самодостаточной. Творческое развитие культуры возможно только при взаимодействии с другими культурами, при всемерном обогащении собственного опыта. Зам кнутость и изолированность приводят к стагнации, поэтому обращение к ценностям иных культур — залог развития и обновления. Заимствование культурных черт существовало на протяжении всей истории человечества.
Культурная диффузия — взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении; пространственное распространение культурных достижений из одной страны в другую. Культурная диффузия, то есть стихийное и никем не контролируемое заимствование культурных ценностей, имеет как позитивные, так и негативные аспекты. С одной стороны, она позволяет народам больше общаться между собой и узнавать друг о друге. Общение и познание способствуют сближению народов. С другой стороны, чрезмерно активное общение и заимствование опасны потерей культурной самобытности.
Культурная трансмиссия — процесс передачи соответствующих данной культуре знаний, навыков, умений, традиций, обычаев и ценностей от одного индивида к другому, от одной культуры к другой и, наконец, от предшествующих поколений к последующим через научение. Базовым институтом культурной трансмиссии является образование, благодаря которому культурные ценности передаются от старшего поколения (учителя, преподаватели) к младшему (от школьников младших классов до студентов) через узаконенные государством формы и механизмы обучения.
Культурная экспансия представляет собой расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы. Ныне культурная экспансия осуществляется прежде всего через современные аудиовизуальные средства — телевидение, радио, кино.
(А. И. Кравченко)
С опорой на текст сформулируйте определение поликультурной модели общества. Какой модели общества она противопоставляется? Охарактеризуйте с опорой на текст противоположную поликультурной модель общества. Опираясь на знание курсов истории и обществознания, проиллюстрируйте её любым конкретным примером.
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
Большинство экспертов сходятся во мнении, что налоговая система в России в настоящее время вполне адекватна экономической ситуации. Однако принятый курс на модернизацию российской …
Привет) Это твоя первая письменная 😍В этой домашке 5 заданий из второй части экзамена, прям как в ЕГЭ, их можно спокойно сделать за минут 45, а то и быстрее. В целом, в них нет н…
«Наука как компонент человеческой культуры (цивилизации) неотделима от общества. В наше время выпускник средней школы обладает белее обширными познаниями, чем самый выдающийся сред…