Задание 18 из ЕГЭ по обществознанию: задача 11

Разбор сложных заданий в тг-канале:

Понятия «культурный потенциал» мы не найдём ни в одном культурологическом словаре или энциклопедии. И это далеко не случайно. Сам термин «потенциал», выбравшись из физики, где он понимается как действие, которое ещё не сделано, но может быть сделано, сегодня широко вошёл в лексикон общественных, гуманитарных наук и публицистики. Например, сегодня можно слышать о политическом потенциале партий и движений, экономическом потенциале региона, города, завода, образовательном потенциале высшей или средней школы, психологическом потенциале коллектива, человеческом потенциале системы безопасности страны и т. п.

Интрига в определении «культурного потенциала» начинается со слова «культурный», ибо что такое «культура» никто точно не знает. На сегодняшний день, по мнению К.Э. Разлогова, определений понятия «культура» более 2 тысяч. Объект как бы исчезает, не даётся для определения, просачиваясь как вода сквозь пальцы. При этом все аналитики согласны, что Культура, наряду с Природой, есть важнейшая форма бытия человека. Особую роль в развитии личности играет духовная культура.

Следующая сложность состоит в том, что мы можем вкладывать в это понятие либо культурный ресурс отдельно взятого человека, индивида, либо культурный ресурс какой-либо вполне определённой общности людей (социальный слой, группа, этнос, нация, народ, население города, региона, страны, общества в целом на данном этапе его исторического развития). Если говорить о культурном потенциале на индивидуальном уровне, то целесообразно использовать понятия интеллектуального, или образовательного, потенциала. Если говорить о культурном или о человеческом потенциале в целом, то они должны охватывать особые характеристики населения страны.

Культурный потенциал в зависимости от существующих условий может раскрываться, реализовываться по-разному и с разной степенью интенсивности. Например, как это ни парадоксально, но наиболее значимые произведения литературы, музыки, изобразительного искусства в России, которые продолжают покорять мир, родились в условиях «голода и холода», войн, всевозможных репрессий и разгула цензуры: в ссылках, тюрьмах, лагерях, в общем, в весьма некомфортных для творца условиях. Но именно они, эти произведения, обладают поистине гигантским культурным потенциалом, который не иссякает в веках.

Культурный потенциал работает на функцию национальной самоидентификации, утверждения стойкости и жертвенности народа в бедственных, социально рискованных ситуациях, неиссякаемых источников народной мудрости, в частности, в воспитании подрастающих поколений. Если понятие культурного потенциала не служит этим задачам, то оно теряет всякий смысл.

(По В. Л. Кургузову)

Прочитайте текст и выполните задание.

В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.
Используя обществоведческие знания,
– укажите не менее трёх основных признаков понятия «духовная культура»;
– объясните связь двух форм бытия человека, о которых говорит автор.
(Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

Дозволение несовершеннолетнему собственнику обрести полную дееспособность в порядке эмансипации не просто «своеобразная дань процессу стремительно развивающегося предпринимательств…

Объединение суверенных государств, создаваемое для достижения общих целей в политической, экономической, социальной, научно-технической и культурной областях в соответствии с между…

В современной науке политические партии определяются как организации, добивающиеся избрания или продвижения своих лидеров на государственные посты. Партии обычно имеют формализован…

В 1938 году Вернадский писал: «Создание ноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история …». Ноосфера — это биосфера, р…

Составим твой персональный план подготовки к ЕГЭ

Хочу!