Задание 10 из ОГЭ по русскому языку: задача 90

Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 2 мин. 9 сек.

(1)Мы приближались к альпийским уральским лугам, куда гнали колхозный скот на летнюю пастьбу.
(2)В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником. (3)У черничного бугорка поднялся шум. (4)Побежали телята, задрав хвосты, закричали ребятишки, которые гнали скот вместе с нами.
(5)Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка (охотники чаще называют её капалухой).
(6)– Гнездо! (7)Гнездо! — кричали ребята. (8)Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда нигде не видел.
(9)– Да вот же, вот! — показали ребятишки на зелёную корягу, возле которой я стоял.
(10)Я глянул, и сердце моё дрогнуло — я чуть было не наступил на гнездо. (11)Нет, оно не на бугорке было свито, а посреди просеки, под упруго выдавшимся из земли корнем. (12)Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, затянутая седыми космами, эта неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка. (13)В хатке утеплённое мхом гнездо. (14)В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых яйца. (15)Яйца чуть поменьше куриных. (16)Я потрогал одно яйцо пальцем — оно было тёплое, почти горячее.
(17)– Возьмём! — выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною.
(18)– Зачем?
(19)– Да так!
(20)– А что будет с капалухой? (21)Вы поглядите на неё!
(22)Капалуха металась в стороне. (23)Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. (24)На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих детей, сохраняла для них тепло. (25)Потому и закостенели от неподвижности крылья птицы. (26)Она пыталась и не могла взлететь. (27)Наконец взлетела на ветку ели, села над нашими головами. (28)И тут мы увидели, что живот у неё голый вплоть до шейки и на голой, пупыристой груди часто-часто трепещется кожа. (29)Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.
(30)– А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, — сказал подошедший учитель.
(31)– Это как наша мама. (32)Она всё нам отдаёт. (33)Всё-всё, каждую капельку… — грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: (34)– А ну пошли стадо догонять!
(35)И все весело побежали от капалухиного гнезда. (36)Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. (37)Но глаза её уже не следили за нами. (38)Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.
(39)Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой. (40)Но вся она была настороже, вся напружинена. (41)Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.
(42)И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдаёт детям всё, иной раз даже жизнь свою.
(По В. Астафьеву*)

Укажите предложение, в котором содержится информация, не соответствующая содержанию текста.

  1. На бугорке, поросшем черникой, ребята нашли гнездо капалухи, в котором лежали четыре яйца.
  2. Капалуха не сразу взлетела, так как у неё от неподвижности закостенели крылья.
  3. Птица выщипала пух, чтобы греть гнездо голым животом.
  4. Учитель сравнил капалуху с женщиной, которая заботится о своих детях.

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

(1)Верста за верстой, верста за верстой отступают, отходят русские. (2)Идут они полем, идут они лесом, через реки, болота, по холмам, по низинам, по оврагам идут. (3)Отступает русс…

(1)1812 год. (2)Декабрь. (3)Неман. (4)Граница России. (5)Тот же мост, что переходили летом полгода тому назад. (6)Идут по мосту солдаты. (7)Только уже в обратную сторону. (8)Не …

(1)Мы любили свой двор. (2)В нём никогда не было скучно.

(3)К тому же мы знали множество игр. (4)Мы играли в лапту, в прятки, в штандар, в чижика, в ножички, в испорченный телефон…

(1)Однажды, когда Динка была ещё маленькой, Марина принесла из библиотеки «Хижину дяди Тома» и читала её детям. (2)Все плакали. (3)Динка тоже плакала. (4)Сначала тихо, а потом, ког…

Популярные материалы

Составим твой персональный план подготовки к ОГЭ

Хочу!