Задание 25 из ЕГЭ по русскому языку: задача 219
(1)Так сложилось, что для России литература — точка отсчёта, символ веры, идеологический и нравственный фундамент, а писатели и поэты — властители дум, идейные вожди, носители абсолютной истины, кумиры и идолы. (2)«Поэт в России больше, чем поэт» — эти слова Евтушенко определяют место литературы в жизни русского общества. (3)«Больные вопросы», «проклятые вопросы», «великие вопросы» — так характеризовались на протяжении всего 19 в. те социальные, философские, нравственные проблемы, которые поднимались в произведениях Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Толстого, Достоевского, Чехова. (4)Эти вопросы звучали в «Евгении Онегине» и «Герое нашего времени», в «Обломове» и «Грозе», в «Преступлении и наказании» и «Кому на Руси жить хорошо?».
(5)Каких бы сторон жизни ни касались мастера слова, со страниц их творений всегда слышалось: «кто виноват?», «что делать?». (6)Эти вопросы звучали и в прозе, и в драматургии, и в поэзии. (7)Писатели по-разному интерпретировали историю, политику, религию, национальный характер, но пропущенные через живую душу живого творца, который был зеркалом жизни, эти явления становились близкими и понятными гражданам своей страны.
(8)Русская литература золотого 19 века стала неразрывным единством, некой типологической общностью, перед которой отступают различия между отдельными писателями. (9)Они старались понять, как же нужно жить, чтобы «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»? (10)В чём смысл и цель жизни? (11)Свободен ли человек в выборе жизненного пути? (12)Несёт ли человек ответственность за то, что совершается в окружающем мире? (13)Все эти вопросы чрезвычайно сложны, и писатели мучительно искали на них ответа, поскольку русская литература была литературой любви, делания и служения.
(14)По-моему, все наиболее мучительные вопросы, тревожившие литературу 19 в., нашли отражение в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир». (15)Огромный дар и художественная неповторимость позволили Толстому показать жизнь целого народа, целой нации, целой страны, имя которой — Россия. (16)«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. (17)Аспокойствие—душевнаяподлость»,—таково его жизненное кредо. (18)Неслучайно писатель всю жизнь повторял одну и ту же молитву: (19)«Господи! (20)Научи меня жить!» (21)Неслучайно его произведения стали Библией для целого поколения. (22)Неслучайно критик П.В. Аненнков отмечал, что «редкие писатели … так сильно убеждены в единстве мысли и поступка, как граф Л.Н. Толстой».
(23)Главной темой романа «Война и мир» является героическая борьба русского народа с французскими захватчиками. (24)Но наряду с главной темой, Лев Николаевич поставил много глобальных философских и нравственных проблем. (25)Одной из таких проблем является поиск смысла жизни и её цели. (26)И мысль Толстого-философа во много определила мысль Толстого-художника. (27)«Люди, как реки…» — говорил он, подчёркивая этим сравнением необъятность, сложность человеческой души, изменчивость и непрерывное развитие внутренней жизни, поскольку писателя прежде всего интересует путь духовного развития человека, путь, ведущий к нравственному идеалу. (28)Духовная красота любимых героев Льва Николаевича проявляется в непрерывной внутренней борьбе мыслей и чувств, в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности для пользы народа.
(29)Любимые герои Толстого ищут ответа на вопрос, волновавший лучших людей России в то время: что делать? (30)К какому практическому делу, большому, нужному, приложить свои силы? (31)Чему посвятить жизнь? (32)Особенно ярко эти поиски можно проследить на примере нравственных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова.
(33)Конечно, герои Толстого не пророки и не мессии. (34)Но они, как и герои других авторов (Чацкий, Татьяна Ларина, Базаров, Рахметов), помогают нам, читателям 21 века. (35)Почему? (36)Может быть, они отвечают на вопросы, волнующие и нас? (37)Может быть, русская литература и есть русская национальная идея? (38)А утрата литературы — это угроза национальной безопасности, утрачивая литературу и язык, мы утрачиваем страну? (39)Как же нужно жить, чтобы «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»? (40)Просто и ясно. (41)Честно. (42)Не боясь высоких слов, если они связаны со служением Отечеству, Истине, Семье, Любимым.
(По П. Вайлю и А. Генису)
Из предложений 3–7 выпишите синонимы, один из которых выражен словом, а другой — словосочетанием.
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
(1)...Мама, мама! (2)Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. (3)За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, —…
ГУСИ В ПОЛЫНЬЕ
(1)Мне и прежде доводилось видеть плывущих среди льдин гусей. (2)Где-то в верховьях Енисея они жили себе, жировали и делались беспечны так, что и ночевать оставалис…
(1)Нас увозили из Ленинграда через Ладожское озеро, когда машины уже не ехали по льду, а плыли по воде. (2)Приближалась весна, и лёд на озере быстро таял.
(3)Машины плывут по воде…