Задание 25 из ЕГЭ по русскому языку: задача 97

Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 1 мин. 42 сек.

ПО ПОВОДУ СМЫСЛА

(1)То, что я понял в этой жизни, восходит к таким проблемам, как смысл жизни: зачем мы живём? (2)Чего мы хотим от жизни? (3)Вещи коренные и, к счастью, безответные. (4)И думаю, что, к счастью; если бы был установлен раз и навсегда смысл человеческой жизни, то он мог бы стать всеобщим правилом, всеобщим законом, и жить стало бы неинтересно. (5)А уж что касается искусства… (6)Оно бы навсегда осталось без работы.

(7)Но, славу Богу, смысл жизни каждый определяет сам. (8)Кем-то он выстрадан, кем-то понят, а большей частью не понят. (9)Потому что люди не отдают себе в этом отчёта, не хотят отдавать отчёта, и, может быть, они в этом правы.

(10)Что же я понял в этой жизни? (11)Подводить итоги ужасно трудно. (12)Потому что, хочешь — не хочешь, надо признаваться — далеко не всё получилось. (13)И то не вышло, и это.

(14)Было много вариантов жизненаполнения, которое всякий раз казалось первоочередным и самым важным. (15)В какой-то момент я со страхом решил: надо писать, надо попробовать. (16)Никаких гарантий нет. (17)Кто я такой? (18)Инженер. (19)На это есть диплом. (20)А на писателя ни диплома, ни справки, ничего.

(21)Я понял когда-то, что писать надо не вообще, а надо писать о чём-то, ради чего-то. (22)Хотелось пробудить в людях стремление к творчеству. (23)Это делает человека более свободным. (24)Творческий человек — это наиболее красивый человек. (25)Человек создан для творчества. (26)Только в творчестве он себя и реализует. (27)Такую возвышенную цель для себя сформулировал, мне мало было просто желания писать. (28)Обязательно надо было понять — во имя чего.

(29)В какой-то момент, когда я был на войне, я понял, что главное — это выиграть войну, добиться победы. (30)Чтобы страна стала свободной, чтобы не было ужаса оккупации и так далее. (31)Перед этой задачей отступали все остальные. (32)Но кончилась война, и жизнь опять стала требовать какого-то осмысленного продолжения.

(33)Так что время от времени появлялись разные осмысления жизни: что в ней главное, для чего она существует?

(34)Но вот сейчас, когда мне много лет, когда жизнь подходит к завершению, оглядываясь назад, я понял то, чего раньше не то что не понимал, но считал, что это не главное. (35)Я понял, что главное в жизни, в моей жизни, для меня — это любовь. (36)Можно по-разному расширять это понятие: любовь к женщине, любовь к детям, любовь к своим друзьям.

(37)Это не значит, что всё, что я понимал раньше, было неправильным. (38)Никогда не знаешь, когда ты был прав: когда тебе было двадцать лет, когда тебе было пятьдесят лет? (39)У каждого возраста, наверное, своя правота и своя истина есть. (40)Но сейчас, когда кажется, что ты можешь оценить всю прожитую жизнь, когда кажется, что ты сейчас самый мудрый из всех тех других сущностей, которые проявлялись в твои двадцать, сорок, шестьдесят лет, сейчас-то я точно знаю, что является настоящей истиной. (41)И я говорю: самое главное в жизни — любовь!

(42)Как написал поэт: «И море движется любовью». (43)Всё, как мне нынче видится, всё любовь, всё движется любовью. (44)Ничего более осмысленного нет. (45)Слава, деньги, должности, написанные книги и всякие другие реализации ничего не значат по сравнению с этим.

(46)Может быть… (47)Может быть, любовь — это лучшее, что способен дать человек другому человеку, людям. (48)Это гораздо больше, чем всякое другое творчество. (49)Ну хорошо, научное творчество, искусство. (50)Одна книга, десять, двадцать книг. (51)Но и в искусстве самые лучшие моменты связаны с любовью. (52)У того же Пушкина. (53)Наиболее красиво и счастливо он раскрывался в любви. (54)То же относится ко всем великим художникам. (55)Я думаю, что то же самое относится к любому виду деятельности, да и вообще к любой жизни.

(56)Когда подводишь итог, оказывается, что всё, даже лучшие твои достижения, всё это временно, всё это уносится рекой времён, и остаётся только то, что ты пережил, когда ты был лучше всего, когда ты был в наибольшей степени самим собой и в ответ получал ту же наивысшую радость настоящего, подлинного.

(57)Есть люди, которые никогда не любили по-настоящему и полноты этого чувства не знают. (58)Это потеря. (59)Горькая. (60)Жизнь оказывается ущербной. (61)Я не имею права осуждать этих людей, говорить, что это люди неполноценные. (62)Но жаль, что они не осуществили себя, того прекрасного, что расцветает в любви. (63)Если человек не любил, он не жил. (64)Он работал, чего-то достигал, но в каком-то большом смысле это движение на месте и труд вхолостую.

(65)Любовь — это то, что остаётся от человека. (66)Наиболее прочно. (67)Хотя это совершенно непрочный вроде бы материал.

(Д. Гранин)

Из предложений 53–60 выпишите слово со значением «недостаточный, ненормальный в каком-нибудь отношении».

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

(1)Байкал, казалось бы, должен подавлять человека своим величием и размерами — в нём всё крупно, всё широко, привольно и загадочно — он же, напротив, возвышает его. (2)Редкое чувст…

Я ПОМНЮ РУКИ ТВОИ...

(1)...Мама, мама! (2)Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. (3)За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, —…

ПЕРЕВАЛ

(1)Ночь давно, а я всё ещё бреду по горам к перевалу, бреду под ветром, среди холодного тумана, и безнадёжно, но покорно идёт за мной в поводу мокрая, усталая лошадь, звяка…

ЗНАМЯ ПОБЕДЫ

(1)В пору цветения садов как-то все сразу вспоминают о ветеранах Великой Отечественной войны. (2)Бело-розовый яблоневый цвет заставляет нас не только радоваться прелес…