Задание 25 из ЕГЭ по русскому языку: задача 75
РУССКИЕ ЛЮБЯТ ТОМА СОЙЕРА, НО…
(1)К богатым и богатству у нас отношение всегда было очень сложное, одним словом не выразишь. (2)Тут и ненависть, и зависть, и подобострастие, и презрение… (3)Но в основе — ничего не попишешь! — лежит неприязнь. (4)В русских народных сказках богачи и жадины — среди злодеев. (5)Вспомним общеизвестную сказку о золотой рыбке (её больше знают в переложении Пушкина). (6)Неуёмная жажда всё большего обогащения и власти воспринимается анонимным сказителем как нечто греховное, а потому заслуживающее кары — разбитого корыта.
(7)И совершенно противоположная идея заложена в популярнейшей сказке про Кота в сапогах. (8)Здесь жажда обогащения не только не наказывается, а возводится в ранг добродетели. (9)Более того, Кот в сапогах выглядит настоящим героем! (10)А вот герой русской сказки Никита Кожемяка, «сделавши святое дело, не взял за работу ничего, пошёл опять кожи мять».
(11)Возьмём произведения властителей наших дум — Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Достоевского, Толстого, Тургенева, Чехова…
(12)Надо же, никто не воспел богатство, частную собственность и деловую хватку! (13)Допустим, это литература. (14)Вымысел. (15)А жизнь выдвигает других героев. (16)Где ты, русский Рокфеллер, Форд, Ротшильд? (17)Минин и Пожарский есть. (18)Суворов и Кутузов есть. (19)Есть, конечно, и Савва Морозов, и Савва Мамонтов, и Третьяков, и Щукин. (20)Но они запомнились не нажитым богатством, а истраченным. (21)Один тратил свои миллионы на революцию, три других содержали художников и создавали галереи.
(22)Ладно, это всё дело прошлое, а «новое поколение выбирает пепси»… (23)Послушаем, что говорит новое поколение, причём не молодёжь, а малыши лет пяти-шести, родившиеся уже в постперестроечную эпоху. (24)Сидят у телевизора, смотрят диснеевский мультсериал «Утиные истории», целиком посвящённый теме обогащения. (25)Ради золота герои готовы отправиться куда угодно: в прошлое, в будущее, в дебри Амазонки, на морское дно. (26)Наши дети готовы с утра до ночи следить за их приключениями. (27)Но спросите, как они относятся к дядюшке Скруджу? (28)Утята, проекция американских детей, часто восклицают: «Когда я вырасту, я буду таким же, как дядюшка Скрудж!» (29)А нашему ребёнку он не очень нравится, потому что он, как считают дети, богатый и жадный.
(30)— Совковая психология! — скривится презрительно либерал.
(31)Ну, во‑первых, мы уже показали гораздо более ранние истоки этой психологии. (32)А во‑вторых, относиться к ней можно по-разному. (33)Австрийский психолог, которому мы рассказывали о принципах нашей работы, с завистью воскликнул: (34) «Наши дети, к сожалению, мечтают только об одном: стать богаче».
(35)Нет, почему же? (36)И наши малыши не прочь разбогатеть.
(37)Но их желание разбогатеть какое-то своеобразное: (38)«Я хочу быть богатым только наполовину и отдавать всё остальное бедным» (из материалов социологического опроса).
(39)Органичное соответствие поведения человека нормам национальной культуры — важнейший ориентир в воспитании. (40)Более того, мы абсолютно уверены, что это не столько этический вопрос или вопрос вкуса. (41)Это залог психического здоровья. (42)Традиционная нравственность — это устои, а устои для того и существуют, чтобы придавать устойчивость, стабильность человеку и обществу.
(43)И второе соображение. (44)Ребёнок, воспитанный вне традиции, будет чувствовать себя дискомфортно ещё и потому, что окружающие — и дети, и взрослые — будут смотреть на него в лучшем случае пренебрежительно-отчуждённо, а в худшем — с откровенной враждебностью. (45)И это неминуемо скажется на психике, на мировосприятии, на судьбе.
(По материалам журнала «Спутник»)
Из предложений 23–26 выпишите антонимы (антонимическую пару).
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
(1)Малодушие — это когда человек теряет себя в угоду другим. (2)Это зависимость от других, уступка им вопреки своей внутренней правде, против совести.
(3)Малодушный слаб душой. (4)…
МАГИЯ КНИГИ
(1)Книга — это магический предмет, раскрыв который уносишься от прозаичности сего дня и места в иной, волшебный или обыденный — но всегда дающий пищу для воображения, …
ХЛЕБ
(1)С наступлением холодов до́ма стало очень холодно, очень голодно, очень страшно и очень одиноко. (2)Мама была на казарменном положении. (3)Она работала на Кировском заводе …