Задание 22 из ЕГЭ по русскому языку: задача 164
ДАВАЙТЕ ВЫСОВЫВАТЬСЯ!
(1)Всем нам памятны те времена, когда наши прародители вышли из моря на сушу. (2)Вышли и по привычке стали дышать жабрами, но жабрами на суше плохо получалось.
(3)Собрались прародители на прародительское собрание. (4)Мы‑то, дескать, ладно, мы своё отдышали, а как наши дети, которым ещё дышать и дышать?
(5)Фракция китов (ей, конечно, досталось за фракционность) разработала оригинальный метод дыхания лёгкими. (6)Но метод был признан порочным, поскольку жабрами дышали наши великие предшественники, указавшие нам путь из моря на сушу. (7)Жабры – это наше великое наследие, мы не можем отказаться от жабр. (8)И разве нельзя извлекать кислород из воздуха точно так же, как извлекали его из воды? (9)На первых порах можно ставить докладчику стакан с водой, чтоб жабры не пересыхали (эта привычка сохранилась до нашего времени).
(10)Но фракционеры твердили: жабры – это пройденный этап. (11)Великие предшественники дышали в воде, поэтому они делали ставку на жабры.
(12)За такие слова о великих предшественниках китов просто-напросто выгнали с суши. (13)Обратно в море. (14)Пускай там дышат, чем хотят. (15)И стали прародители извлекать кислород из воздуха традиционным путём, ставя докладчику стакан с водой, чтоб жабры не пересыхали.
(16)Но жабры всё же пересыхали. (17)Пока не пересохли совсем. (18)И тогда у прародителей открылось второе дыхание. (19)Замечательное дыхание. (20)И сразу им стало так легко, как бывает, когда дышишь лёгкими.
(21)Тут, конечно, вспомнили о китах, которые дышали лёгкими ещё тогда, когда на суше вообще дышать было (…). (22)Когда брали за жабры каждого, кто пробовал дышать лёгкими.
(23)Прародительское собрание послало китам приглашение вернуться на родную сушу, где сегодня каждый дышит лёгкими. (24)Но киты не вернулись, они уже привыкли к родной воде.
(25)Правда, извлекать лёгкими кислород из воды они не научились, приходилось высовываться из воды, чтоб подышать.
(26)Этот метод дыхания не встретил в воде поддержки. (27)Китов предупреждали: не высовывайтесь! (28)Но они уже не могли не высовываться. (29)Они высовывались в воде точно так же, как высовывались на суше.
(30)На суше нравилось, как они высовываются из воды. (31)Потому что так высовывались великие предшественники, указавшие путь из воды на сушу. (32)И ещё потому, что, если стремишься к новой жизни, нужно как минимум высунуться в эту новую жизнь.
(Ф. Кривин)
Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.
«Сказка Феликса Кривина построена на (А)____: говоря о китах и их прародителях, автор, конечно же, имеет в виду человека, который стоит перед проблемой выбора (как, впрочем, и во всех сказках автора). В тексте широко используются любимые автором синтаксические средства выразительности: (Б)____ (предложения 12–13, 16–17, 21–22, 30–31), (В)____ (предложения 4, 8), (Г)____ (предложения 5, 9)».
Список терминов:
- разговорные слова
- метафора
- аллегория
- парцелляция
- восклицательные предложения
- вставные конструкции
- фразеологизмы
- вопросительные предложения
- анафора
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
(1)Суровые, требовательные годы совпали для нас, «военных мальчишек», с возрастными законами воспитания человека. (2)За всё подростки брались сами. (3)Учились у взрослых и друг у д…
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Унылая пора! очей очарованье! Б) И мглой волнистою покрыты небес… |
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответст…