Задание 22 из ЕГЭ по русскому языку: задача 41
(1)Однажды я нашёл на земле осколок снаряда и показал маме:
— Смотри, какой камень!
— (2)Это не камень, — ответила мама. — (3)Это осколок снаряда. (4)Он разорвался на множество осколков.
— (5)Зачем?
— (6)Чтобы убивать.
(7)Я бросил осколок на землю и опасливо покосился на него.
— (8)Не бойся, — сказала мама, — он уже никого не убьёт. (9)Он сам мёртвый.
— (10)Откуда ты знаешь? — спросил я маму.
— (11)Я же была сестрой милосердия.
(12)Я смотрел на маму, как на незнакомую. (13)Я не мог понять, какое отношение имеет сестра милосердия к маме.
(14)В то далёкое мгновение ни она, ни я не могли даже представить себе, что через десять лет я буду лежать на земле в шинели, в каске, с винтовкой, прижатой к боку, и в меня будут лететь такие камни с острыми краями. (15)Не мёртвые, а живые. (16)Не для жизни, а для смерти.
(17)По-настоящему земля открылась мне на войне. (18)Сколько земли перекопал, перелопатил я за войну! (19)Я рыл окопы, траншеи, землянки, ходы сообщения, могилы… (20)Я рыл землю и жил в земле. (21)Я узнал спасительное свойство земли: под сильным огнём прижимался к ней в надежде, что смерть минует меня. (22)Это была земля моей матери, родная земля, и она хранила меня с материнской верностью.
…(23)Один, только один раз земля не уберегла меня.
(24)Я очнулся в телеге, на сене. (25)Я не почувствовал боли, меня мучила нечеловеческая жажда. (26)Всё, что было во мне живого, хотело пить. (27)Я сгорал от жажды.
(28)И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, — мама. (29)Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо, рядом должна быть мама. (30)Она утолит жажду, отведёт боль, успокоит, спасёт. (31)И я стал её звать.
(32)Телега грохотала, заглушая мой голос. (33)Жажда запечатала губы. (34)А я из последних сил шептал незабываемое слово — мамочка. (35)Я звал её. (36)Уповал на неё, как на Бога, Богоматерь, Человекоматерь, Мать.
(37)Я знал, что она откликнется и придёт. (38)И она появилась. (39)И сразу смолк грохот, и холодная животворная вода хлынула гасить пожар: текла по губам, по подбородку, за воротник. (40)Мама поддерживала мою голову, осторожно, боясь причинить боль. (41)Она поила меня из холодного ковшика, отводила от меня смерть.
(42)Я почувствовал знакомое прикосновение руки, услышал родной голос:
— Сынок! (43)Сынок, родненький…
(44)Я не мог открыть глаза, но я видел мать. (45)Я узнавал её руку, её голос. (46)Я ожил от её милосердия. (47)Губы разжались, и я прошептал:
— Мама, мамочка…
(48)В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою.
(49)Моя мать лежала в братской могиле в осаждённом Ленинграде.
(50)Видимо, у всех матерей есть великое сходство. (51)И если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая.
(52)Мама. (53)Мамочка…
(54)На Пискарёвском кладбище зеленеет трава. (55)На Пискарёвском кладбище большие могилы. (56)Большие, общие, заполненные народным горем. (57)Здесь похоронена моя мать.
(58)Документов нет. (59)Очевидцев нет. (60)Ничего нет, за что можно было бы зацепиться пытливым умом. (61)Но вечная сыновья любовь определила — здесь. (62)И я склонился к земле.
(63)Я глажу рукой траву Пискарёвского кладбища. (64)Я ищу сердце матери. (65)Оно не может истлеть. (66)Оно стало сердцем земли.
(По Ю. Я. Яковлеву)
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.
«Любая война несёт боль, горе, страдания, смерть. Война убивает снарядами, голодом, страхом. Что помогает бойцам выжить на фронте, поддерживает их и бережёт? Вера. И любовь. Вера в то, что сражаешься за правое дело, в то, что тебя ждут дома с победой. И любовь родных — матерей и жён. Она согревает и бережёт, как и родная земля. Воспоминания рассказчика о войне связаны с воспоминаниями о самом дорогом для каждого человека — о матери. Эмоциональность повествования создаётся такими синтаксическими средствами выразительности, как (А)______ (в предложениях 18, 19, 30), (Б)______ (предложения 14–16, 55–56), (В)______ (предложения 58–60). Особую проникновенность тексту придаёт в последнем предложении троп (Г)______».
Список терминов:
- синтаксический параллелизм
- парцелляция
- метафора
- разговорные слова
- сравнение
- антонимы
- восклицательные предложения
- вопросительные предложения
- ряды однородных членов
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А. Пушкин) Б) … |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Унылая пора! очей очарованье! Б) И мглой волнистою покрыты небес… |
ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
(1)Каждую весну, когда в лесу засинеет снег, вспучатся речки и появятся первые проталины, начинает выстреливать мохнатыми шишечками веснянка-верба.
(2)И этот …