Задание 22 из ЕГЭ по русскому языку: задача 42

Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 2 мин. 6 сек.

ТЕБЕ, СЫНОК…

(1)Я рисую Ваню словами. (2)Из слов создаю его портрет.

(3)Какой он, Ванечка?

(4)Он радостный. (5)Он бежит, ручки раскинув, ко мне в объятия. (6)Он напевает стишки собственного сочинения и хохочет. (7)Он интересуется словами и в свои четыре мне, тридцатилетнему, подсказывает, как что называется.

(8)Он умеет жалеть. (9)Требует, чтобы я рассказывал новую версию сказки, если развязка покажется ему драматичной. (10)И выходит, что теремок не разрушился, а Курочка Ряба продолжила нести золотые яйца.

(11)Он переживает за насекомых: заплакал в своём надувном бассейне оттого, что нельзя спасти утонувшего майского жука. (12)Ваня говорит мне: «Не наступи на муравья — он бежит к своим деткам».

(13)Однажды летом мы пошли в зоопарк — я и сынок трёхлетний.

(14)Ваня вёл себя плохо. (15)Он останавливался там, где не надо, и не хотел смотреть туда, куда надо. (16)Звери волновали сына мало и очень недолго — вялый лев, белый медведь на фальшивом льду московского лета, облезлая лиса, затравленно ускользающий тигр, окаменевший верблюд. (17)Какая тут экзотика для маленького? (18)Это взрослый понимает, что гору слона притянули из далёка-далёка. (19)А для ребёнка такой слон просто опознанная картинка из книжки. (20)Как собачка или кошка. (21)Слон? (22)Слон. (23)В зоопарке ещё есть куры. (24)Ваня их увидел первый раз, как и слона. (25)У взрослых свои правды. (26)Взрослые тянут детей мимо кур скорее в сырой и тёмный террариум, где крокодильчики. (27)Ваня впервые увидел этого самого крокодильчика, похожего на солёный огурец, закисший в застекольной мути, но увидел Ваня и петуха, бодрого, с красным, пульсирующим на солнце гребнем. (28)Догадайтесь, кто был ему милее и важнее? (29)Конечно, птица на воздухе!

(30)Если бы у петуха гребень был не красный, а золотой, Ваня, знающий сказку Пушкина, ничуть бы не удивился. (31)Это всё мелочи для ребёнка. (32)Чудо — это золотой звук: кукареку!

(33)На самом деле это размышление о наказании. (34)Зоопарк — повод для размышления. (35)Достаточно пригрозить: «Не получишь конфету!» — «(36)Какую?» — спрашивает, тотчас остывая. — «(37)Алёнку». — «(38)Сестрица Алёнка и братец Киндер», — отпускает он вполне газетную шутку. (39)Я не бью ребёнка. (40)Ремень — игрушка.

(41)Вспомните, если вас били. (42)За дело, да? (43)Но вы до сих пор помните, верно? (44)Вы до сих пор в обиде, да? (45)Это так унизительно, когда тот, у кого была власть над вами, бил вас, да? (46)Я помню все те редкие разы, когда был бит.

(47)Я хотел пойти гулять во двор с куклой (кукла Ванечка), настаивал, кричал, мне говорили: «Ты же не девочка», и родители рассвирепели, они закричали громче меня. (48)И папа несколько раз по попе стегнул ремнём. (49)Или мы поехали в лес, и к нам доверчиво привязалась собака, я умолял взять её, мы уезжали, собаке был брошен кусок отвлекающей еды, я рыдал на заднем сиденье, а папа, обернувшись с переднего, резко дотянулся до моего затылка. (50)Это сложилось в обжигающий коктейль: слёзы из-за бездомной собаки залили новые слёзы. (51)Или перед Новым годом в ванной я стал тереть мылом свой красный свитер по аналогии с паркетом, который натирают воском в сказке «Чёрная курица». (52)Мама выволокла меня, дала по губам и заставила переодеваться. (53)Я убежал в гостиную, где прижался к холодному окну, плача, и смотрел за окно сквозь слёзы, и один был друг, которого я прижимал к себе и который меня обнюхивал, сострадая: тёплая полосатая кошка Пумка. (54)О, это была слёзная полоса отчуждения — накануне Нового года у меня на глазах из слёз возводился мир, где были мы с кошкой — и больше никого.

(55)Многажды был я виноват — понарошку и сильно (например, поджигал квартиру или устраивал потоп), люблю родных, но помню любой удар. (56)И благодарен, когда за большое хулиганство вдруг не наказали. (57)Ведь я помню и свою правду: просто заигрался, вот поджёг и затопил. (58)У ремня же — одна кривда. (59)И шлепки — кривые. (60)И вспомните, какая это боль, если ударят при других, при соседях, при ровесниках, при недругах, особенно при девочках! (61)Какой стыд! (62)И я не шлёпнул сына ни разу. (63)Ни при тигре, ни при волке, ни при попугае, ни при крокодиле.

— (64)Идём, я хочу домой!

(65)И я послушно увёл его.

(66)Дома он играл в зоопарк, окружая кубиками пластмассовых зверей. (67)Его правда приняла мою.

(По С. А. Шаргунову)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.

«Сергей Шаргунов посвятил свой рассказ маленькому сыну, назвав его «Тебе, сынок…» За описанием поведения и поступков ребёнка неотступно прослеживается другая сюжетная линия — воспоминания о собственном детстве автора, связанные с наказанием. Яркая контрастная лексика текста создаётся использованием (А)______ («правда — кривда» в предложениях 57–58), (Б)______ («облезлая лиса», «окаменевший верблюд» в предложении 16, «обжигающий коктейль» в предложении 50). Такой стилистический приём, как (В)______ (предложения 4–7), и синтаксическое средство (Г)______ (предложения 19–20, 58–59, 62–63) придают тексту особую экспрессию».

Список терминов:

  1. разговорная лексика
  2. анафора
  3. парцелляция
  4. гипербола
  5. лексический повтор
  6. ряды однородных членов
  7. антонимы
  8. книжная лексика
  9. эпитеты

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

ГУСИ В ПОЛЫНЬЕ

(1)Мне и прежде доводилось видеть плывущих среди льдин гусей. (2)Где-то в верховьях Енисея они жили себе, жировали и делались беспечны так, что и ночевать оставалис…

(1)Прозвище «белая ворона» известно всем, однако всякий по-разному толкует его.

(2)Моя бабушка толковала так. (3)Белая ворона вылупилась из яйца обыкновенной чёрной вороны и ничем…

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
А) Унылая пора! очей очарованье!
Б) И мглой волнистою покрыты небес…

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответст…