Задание 22 из ЕГЭ по русскому языку: задача 173

Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 1 мин. 59 сек.

(1)Среди ночи Гриша проснулся от крика:

(2)Помогите, люди добрые!

(3)Спросонья, во тьме он ничего не понял, и страх обуял его.

(4)– Люди добрые! (5)Карточки потеряла! (6)Карточки в синем платочке завязаны! (7)Может, кто поднял?

(8)Гриша уразумел, где он и что. (9)Это кричала баба Дуня. (10)Во тьме, в тишине так ясно слышалось тяжёлое бабушкино дыхание. (11)Она словно продыхивалась, сил набиралась. (12)И снова запричитала, пока не в голос:

(13)– Карточки… (14)Где карточки… (15)В синем платочке… (16)Люди добрые. (17)Ребятишки… (18)Петяня, Шурик, Таечка… (19)Домой приду, они исть попросят… (20)Хлебец дай, мамушка. (21)А мамушка ихняя… – (22)Баба Дуня запнулась, словно ошеломлённая, и закричала:

(23)– Люди добрые! (24)Не дайте помереть! (25)Петяня! (26)Шура! (27)Таечка! (28)– Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно.

(29)Гриша не выдержал, поднялся с постели, прошёл в бабушкину комнату.

(30)– Бабаня! – позвал он. (31)– Проснись… (32)Она проснулась, заворочалась:

(33)– Гриша, ты? (34)Разбудила тебя. (35)Прости, Христа ради.

(36)– Ты, бабаня, не на тот бок легла, на сердце.

(37)– На сердце, на сердце… – послушно согласилась баба Дуня.

(38)– Нельзя на сердце. (39)Ты на правый ложись.

(40)– Лягу, лягу…

(41)Она чувствовала себя такой виноватой. (42)Гриша вернулся к себе, лёг в постель. (43)Баба Дуня ворочалась, вздыхала: не сразу отступало то, что пришло во сне. (44)Внук тоже не спал, лежал, угреваясь. (45)Про карточки он знал. (46)Давно, в войну и после, на них давали хлеб. (47)А Петяня, о котором горевала бабушка,– это отец.

(48)Следующей ночью Гриша не слыхал бабы Дуниных криков, хотя утром по лицу её понял, что она неспокойно спала.

(49)– Не будила тебя? (50)Ну и слава Богу…

(51)Прошёл ещё день и ещё, а потом как-то к вечеру он ходил на почту, в город звонить. (52)В разговоре мать спросила:

(53)– Спать тебе баба Дуня даёт? (54)Она лишь начнёт с вечера говорить, а ты крикни: (55)«Молчать!» (56)Она перестаёт, мы пробовали.

(57)По пути домой стало думаться о бабушке. (58)Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой, а тут ещё эти ночи в слезах, словно наказание. (59)Про старые годы вспоминал отец, но для него они прошли. (60)А для бабушки – нет. (61)И с какой, верно, тягостью ждёт она ночи. (62)Все люди прожили горькое и забыли, а у неё оно снова и снова. (63)Но как помочь?

(64)Весь вечер за ужином, а потом за книгой, у телевизора Гриша нет-нет да и вспоминал о прошедшем. (65)Вспоминал и глядел на бабушку, думал: (66)«Лишь бы не заснуть».

(67)За ужином он пил крепкий чай, чтобы не сморило. (68)Пришла ночь, потушили свет. (69)Гриша не лёг, а сел в постели, дожидаясь своего часа, и, когда наконец из комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание, он поднялся и пошёл. (70)Свет в кухне зажёг, встал возле кровати, чувствуя, как охватывает его невольная дрожь.

(71)– Потеряла… (72)Нету карточек… – бормотала баба Дуня ещё негромко. (73)– Карточки… (74)Где…

(75)Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, и даже ногу поднял – топнуть. (76)Чтобы уж наверняка.

(77)– Хлебные… карточки… – в тяжкой му́ке, со слезами выговаривала баба Дуня.

(78)Сердце мальчика облилось жалостью и болью. (79)Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково:

(80)– Вот ваши карточки, бабаня… (81)В синем платочке, да? (82)Это ваши, вы обронили, а я поднял. (83)Вот видите, возьмите,– настойчиво повторял он.

(84)Баба Дуня смолкла. (85)Видимо, там, во сне, она всё слышала и понимала. (86)Не сразу пришли слова, но пришли:

(87)– Мои, мои… (88)Платочек мой, синий. (89)Мои карточки, я обронила. (90)Спаси Христос, добрый человек…

(91)Гриша поднялся, потушил в кухне свет. (92)Кособокая луна, опускаясь, глядела в окно, белел снег, посверкивая живыми искрами. (93)Гриша лёг в постель, предвкушая, как завтра расскажет бабушке и как они вместе… (94)Но вдруг обожгло его ясной мыслью: нельзя говорить. (95)Он отчётливо понял – ни слова, ни даже намёка. (96)Это должно остаться и умереть в нём. (97)Нужно делать и молчать. (98)Завтрашнюю ночь и ту, что будет за ней. (99)Нужно делать и молчать. (100)И придёт исцеление.

(По Б. Екимову)

Прочитайте фрагмент рецензии.В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.

«Речевой портрет героини автор создаёт при помощи лексического средства: (А)____ («исть», «ихняя», «мамушка»), а также элементов экспрессивного синтаксиса: (Б)____ (предложения 71, 73, 74) и (В)____ (предложения 4, 5, 6). Сложные чувства, которые испытывает мальчик, переданы с помощью такого тропа, как (Г)____ (в предложениях 78, 94)».

Список терминов:

  1. метафора
  2. метонимия
  3. разговорная и просторечная лексика
  4. лексический повтор
  5. анафора
  6. ряды однородных членов
  7. риторический вопрос
  8. неполные предложения
  9. восклицательные предложения

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

(1)Большая часть людей не пробует выйти за пределы своих возможностей; за свою жизнь они так и не пробуют узнать, на что они способны и на что — неспособны. (2)Они не знают, что им…

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответст…

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
А) Унылая пора! очей очарованье!
Б) И мглой волнистою покрыты небес…

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПИСЬМО

(1)Это было несколько лет тому назад. (2)Все собирались праздновать Рождество Христово, готовили ёлку и подарки. (3)А я был одинок в чужой стране, ни семьи, …