Задание 22 из ЕГЭ по русскому языку: задача 175
(1)...Поздним вечером мне почудился шорох у двери. (2)На площадке мальчишка лет восьми, наш сосед. (3)Его одежда промокла, лицо было разгорячённое, видно, набегался всласть.
(4)– Тебя не пускают? – спросила я. (5)Он кивнул.
(6)– Пойдём к нам. (7)Я напою тебя чаем.
(8)Но я знала: никуда он от своей двери не отойдёт. (9)Его не пускают домой –такое наказание придумали родители, если он приходит с гулянья не вовремя или грязный. (10)Он как бы стоит в углу, но только на лестничной площадке. (11)Через какое-то время, не выдержав, я позвонила в его квартиру. (12)Открыл отец.
(13)– У вас сердце не болит? – спросила я, кивая на мокрого ребёнка.
(14)– А у него?
(15)На этом наш разговор закончился. (16)«Когда у тебя будут дети,– учила меня мама,– не выставляй их за дверь». (17)Теперь я понимаю, почему она твердила это так настойчиво. (18)Разве можно закрывать перед ребёнком двери родного дома? (19)Что ж, в восемь-десять лет он будет послушно стоять на лестничной площадке. (20)Ну а потом? (21)«Не пускаете? (22)И не надо!» (23)И он пойдёт к другу, если тот примет, на вокзал и уедет сгоряча неизвестно куда. (24)Поездом, автобусом...
(25)Немилосердие начинается именно с атаки на родного человека – маленького ли, большого. (26)Он нагрубил – что ж, и я нагрублю. (27)Он хлеба не принёс – и я не куплю. (28)Он пришёл позже на час – и я опоздаю... (29)Когда говорят, что дурные примеры заразительны, я удивляюсь: ведь каждому из нас дана голова! (30)Дана для того, чтобы мы думали, прежде чем что-то сделать. (31)Чтобы мы поступали не так, как кто-то, а так, как может сделать только Доброе сердце и Милосердная душа.
(32)Конечно, есть в этом что-то обидное: к тебе без внимания, а ты – само внимание! (33)Трудно бороться с собой, трудно быть вежливым, если с тобой невежливы, трудно быть добрым, если это не ценят. (34)Но помните: не оскудеет рука дающего. (35)В это я верю. (36)Как и в то, что доброта, отданная другим, обязательно вернётся к человеку, обогреет его, обогатит.
(37)Истинное милосердие мало заметно. (38)В юности я услышала от пожилой женщины: (39)«Я своего мужа, когда он приходит с работы, накормлю, тапочки ему подам... (40)А утром за калитку провожу и перекрещу, чтобы день у него сложился благополучно». (41)Тогда, помню, я возмутилась: (42)«Ещё чего! (43)Тапочки ему подавай, за калитку провожай!..» (44)Теперь рассуждаю по-другому. (45)Теперь понимаю: в основе отношений людей должна лежать жалость, желание облегчить жизнь, взять на себя часть забот.
(46)Думаю, особая услада жизни – одаривать родных людей своей нежностью, любовью. (47)И милосердием.
(По Л. Прошиной)
Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.
«Автор поднимает актуальную проблему, волнующую многих, что подчёркнуто с помощью (А)____ (предложения 16, 39–40), а также такого тропа, как (Б)____ («сердце не болит» в предложении 13, «одаривать … нежностью, любовью» в предложении 46). Выразительность тексту придают синтаксические приёмы: (В)____ (предложение 18) и (Г)____ (предложения 23–24, 30–31, 35–36, 46–47)».
Список терминов:
- метафора
- оксюморон
- ирония
- антитеза
- восклицательные предложения
- ряды однородных членов
- риторический вопрос
- цитирование
- парцелляция
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
ВАЖНОЕ ПИСЬМО
(1)Бабушка передо мной в очереди на почте отправляла письма.
(2)Настоящие, в конвертах. (3)Много, штук шесть или семь. (4)Мне стало интересно, кому эти письма.
— (…
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А. Пушкин) Б) … |
(1)«Покажите, какие поёте вы песни, и я скажу, что вас ждёт впереди», — мог бы ответить тот, к кому обратились бы за судьбой народа. (2)Для этого не нужно быть оракулом.
(3)«…и я …