Задание 22 из ЕГЭ по русскому языку: задача 50

Разбор сложных заданий в тг-канале:
Сложность:
Среднее время решения: 4 мин. 33 сек.

(1)Зюся — сын деревенского музыканта Шломы Блюмкина.

(2)Шлома бродил по деревням, зажигал на многолюдных родственных застольях и свадьбах, развлекая столяров, кузнецов и горшечников. (3)Он был худ, и бледен, и близорук. (4)Но из-под засаленной тульи глядели на тебя сияющие глаза — то серые, в синеву, а иногда какой-то немыслимой голубизны и прозрачности, точно смотришь с обрыва в чистейшую хлябь морскую, и видно, как там проплывают рыбки.

(5)Все ждали, когда Шлома Блюмкин начнёт прелюдию. (6)Мягкой рукой он принимался водить смычком по старенькой скрипке, нащупывая мелодию, пробуя на вкус, на цвет, буквально осязая её изгибы и повороты, неторопливо разукрашивая трелями и причудливыми росчерками.

(7)В игре его всегда пульсировала какая-то безумная искра, особенно когда Шлома окончательно съезжал с катушек, обратившись в сгусток бешеной энергии. (8)И этот яркий огонь и зорный свет охватывали тебя и разжигали в груди восторг невыносимого накала.

(9)Но Шлома не был бы Шломой, если б неистовые динамические фиоритуры под его смычком не оборачивались томительными чарующими мелодиями. (10)В них слышался горький плач над загубленной жизнью, мольба о милосердии, что-то бесконечно жалобное и щемящее, когда всё лишнее, пустое, мелкое уносится прочь, и остаётся неуловимая звенящая беззаботность, которая наполняет тебя от макушки до пяток.

(11)Зюся повсюду таскался за Шломой, шагал по ухабистым дорогам, грязь месил, пропадал под лучами палящего солнца, — чтобы в конце концов увидеть, как Шлома достаёт из футляра свою волшебную скрипку. (12)Однажды Зюся не выдержал и поздней ночью, когда все затихли, решил посмотреть, что у неё внутри, откуда льются эти божественные звуки.

(13)Зюся на цыпочках подкрался к футляру. (14)Щёлкнув замочком, он поднял крышку — на бархатной подушке лежала загадочная и грустная царица Зюсиной души, та, за которой он готов был шагать в осенние потёмки, снежную пургу и весеннюю распутицу.

(15)Около скрипки дремал черноголовый смычок.

(16)Зюся почувствовал себя Аладдином, завладевшим волшебной лампой. (17)Откуда же берутся эти таинственные мелодии, думал он, вытаскивая из футляра сокровище Шломы. (18)Что она прячет под своей деревянной кожей?

(19)Зюся начал раскручивать колки — струны жалобно пискнули и ослабли. (20)Он расстелил чистое белое полотенце, каждую струну отдельно завернул в бумагу и выложил по порядку. (21)С грифом пришлось повозиться, но он справился.

(22)Теперь у него в руках лежало само тельце скрипки. (23)Лёгкое, как пёрышко, — тут и ребёнку ясно: столь невесомая коробочка могла быть только пустой. (24)Но Зюся ещё надеялся — вдруг это устройство, откуда льются звуки, сделано из какого-то неведомого ему, воздушного материала. (25)Остриём ножа он отсоединил деку от боковой скрипичной дощечки. (26)Внутри было пусто.

(27)Живой пустоте скрипка Шломы обязана была пеньем, чистым, как серебро, мягким и тёплым тембром, силой и блеском.

(28)Зюся стоял потрясённый, испытывая одновременно радость и ужас. (29)Он страшно устал. (30)Поэтому всё обстоятельно разложил на полотенце и подумал:

— Пораньше встану, возьму клей и склею.

(31)Но утром его разбудили буйные возгласы:

— Горе мне, горе, несчастье, скрипочка моя…

(32)Шлома бледный, с потемневшими глазами метался по дому, заламывая руки:

— Кто это сделал??? (33)Где он, злой вандал, подайте сюда этого дикаря, я вытряхну из него душу!!!

(34)Зюся сжался в комочек и заскулил, уткнувшись в подушку.

— (35)Ты??? — обескураженно воскликнул Шлома. — (36)Ты???

(37)Мой возлюбленный Зюся? (38)Зарезал! (39)Без ножа зарезал!.. — он обхватил голову руками и заплакал.

— (40)Зачем? — стонал Шлома. — (41)Ты можешь мне объяснить? (42)Зачем?

— (43)Хотел посмотреть, что у неё внутри, — чуть слышно лепетал Зюся. — (44)Откуда берутся все эти звуки… (45)Подумал, открою и увижу механизм с дудочкой и колокольчиками…

— (46)Какой же ты болван, Зюся, — проговорил Шлома изумлённо. — (47)Ты разве не видел? (48)Это поют ангелы небесные!..

(По М. Л. Москвиной)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.

«В центре отрывка из рассказа Марины Москвиной история из жизни деревенского музыканта Шломы Блюмкина и его сына. Особое место в тексте занимает описание скрипача — его внешности, музыкального таланта. Для этого автор использует яркие лексические средства художественной выразительности: (А)______ (в предложениях 6, 8, 12), (Б)______ (в предложениях 4, 23, 27). А с помощью (В)______ («дремал смычок» в предложении 15, «струны жалобно пискнули» в предложении 19) писатель показывает, что в руках талантливого музыканта скрипка оживает. Одной из особенностей синтаксиса произведения является обилие (Г)______ (предложения 2, 3, 10, 11 и др.)».

Список терминов:

  1. олицетворение
  2. метафора
  3. фразеологизмы
  4. сравнение
  5. гипербола
  6. обращения
  7. однородные члены
  8. риторические вопросы
  9. вводные слова

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

ПЕРВАЯ БОМБЁЖКА

(1)Настоящий страх, страх жутчайший, настиг меня, совсем ещё юнца, на войне. (2)То была первая бомбёжка. (3)Наш эшелон народного ополчения отправился в начале июля…

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответст…

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
А) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А. Пушкин)
Б) …

АНТИКВАР

(1)Деньги кончились неожиданно, а до пенсии оставалось больше недели… (2)Конечно, можно было позвонить сыну в Ленинград (к Санкт-Петербургу Анна Вячеславовна так и не смог…