Задание 22 из ЕГЭ по русскому языку: задача 56

Разбор сложных заданий в тг-канале:

(1)На открытие музея баба Нюша не смогла прийти — заболела. (2)Но теперь, пооправившись, засобиралась. (3)Хотела своими глазами увидеть то, что другие видели. (4)Иного интереса у неё не было. (5)За всю свою долгую, восьмидесятилетнюю жизнь дальше деревни она нигде не бывала. (6)Тем более не приходилось ей бывать в музеях. (7)И даже что они из себя представляют — не очень-то понимала. (8)Но всё же принарядилась.

(9)Шла не спеша, по твёрдой дорожке, накатанной рядом с шоссе. (10)По сторонам от дорожки темнел подтаявший снег. (11)Пятнами обнажалась земля с прошлогодними отмершими травами. (12)Возле дома на припёке грелись куры. (13)Ветер овевал морщинистое лицо, выбивая из глаз слёзы. (14)Баба Нюша утирала их чистым платком и шла, ни о чём не думая, устремлённо вперёд.

(15)Музей находился рядом с клубом. (16)Ему отвели небольшую комнату, отгороженную от зрительного зала стеной кирпичной выкладки.

— (17)Здравствуй, Елена Васильевна, — поздоровалась ещё у порога с заведующей музеем баба Нюша.

(18)Заведующая отложила книгу в сторону. (19)Она была тоже далеко запенсионного возраста. (20)Когда-то учительствовала, а теперь занималась на общественных началах народным музеем.

— (21)Чё это у тебя такое? — спросила всё ещё с порога баба Нюша, оглядывая стены, занятые картами, фотографиями, и столывитрины с разными вещами.

— (22)Заходи, заходи, — приветливо поощрила её заведующая и взяла указку. (23)Видно было, что она рада пришедшему человеку и готова всё ей рассказать и показать, что было в музее.

(24)Заведующая подвела её к большому стенду, на котором были три длинных ряда фотографий тех, кто погиб в войну из их деревни. (25)И баба Нюша сразу узнала многих, да, считай, всех, и молодых и старых, и солдат и партизан, и мужчин и женщин. (26)И как ожгло — увидала лицо своего сына. (27)Он глядел на неё открыто и ясно, даже чуть улыбался.

— (28)Сынок… — невольно вырвалось у неё, и она заплакала, прижимая руку ко рту. (29)И вспомнилась война, и как среди ночи раздался тихий стук в окно, и баба Нюша, тогда ещё не старая, вскочила с постели и, робея, подошла к окну, чуть сдвинула занавеску и увидала прильнувшее к стеклу лицо сына.

(30)Он пришёл раненый. (31)Оставаться в лесу ему было никак нельзя. (32)Начинала гноиться рана, и рука уже отекла до локтя. (33)Как могла, очистила рану, приложила листья подорожника, завязала чистым. (34)И он остался дома, благо немцев в деревне не было. (35)Они только проезжали на своих машинах в сторону Пскова. (36)Тогда Василий спускался в подпол и там пережидал, пока не проедут. (37)Но однажды случилось так, что трое мотоциклистов зашли в дом и потребовали молока. (38)Она напоила их, и они ушли. (39)Затрещали мотоциклы, и сестрёнка крикнула в подпол, чтобы Вася вылезал. (40)Василий вылез. (41)И ни к чему им было, что один из мотоциклистов чего-то задержался в сенях. (42)Но вскоре и он уехал. (43)А через каких-нибудь десять минут все трое вернулись. (44)Василий не успел слезть в подпол и поспешно спрятался под кровать. (45)Там они его и нашли и, даже не потребовав, чтобы вылез, пустили по нему несколько очередей из автомата. (46)Один из фрицев сурово погрозил ей пальцем, и они уехали, уже по-настоящему.

(47)Сын глядел на мать с портрета чуть улыбаясь. (48)И рядом с ним были спокойные, открытые лица, теснившие его и сверху, и снизу, и с боков. (49)И всё же каждому из них было просторно. (50)Все они погибли. (51)И три брата Журавлёвых на войне.

(52)И Степан Авдеевич в партизанах. (53)И Катюшка, ещё совсем девчонка, повешенная за связь с партизанами. (54)И Николай Мельников, погибший на войне. (55)И двое братьев-подростков — Лунгиных детей, запоротых насмерть за то, что не выдали, где находятся партизаны. (56)А они и не знали где, — прятались от немцев в лесу и пришли за рамами для землянок в деревню. (57)А тут их и прихватили. (58)Подумали, что они пришли на разведку… (59)И много, много ещё деревенских, своих в этих трёх рядах.

— (60)Не все ещё фотографии достали, — донёсся до бабы Нюши голос заведующей. — (61)Всех погибло сто восемьдесят семь человек из нашей деревни, а фотографий только шестьдесят восемь.

(62)Её сына фотография есть, чистая, большая. (63)Её пересняли школьники с маленькой, которая хранится дома у старухи. (64)Он на ней такой, каким был перед войной. (65)Баба Нюша глядела на фотографию и вспоминала, как вытаскивала его из-под кровати, всего в крови, мёртвого. (66)Как звала, заглядывала в глаза, думая, что он ещё видит, но в глазах была уже закатная тусклота, и ничего в них не отражалось. (67)Даже свет от окна. (68)Даже солнце.

(69)«А рука-то стала уже оживать», — вспомнила старуха, но без боли, как давно пережитое. (70)И вдруг в таком знакомом лице не то чтобы увидала, а как-то почувствовала, что её сын, вот на этой стене, не только её сын, а ещё какой-то другой человек, чем-то уже отрешённый от неё, слившийся со всеми, кто погиб, кого уже давно нет в живых. (71)И все они вместе иные, чем каких она знала, — не просто деревенские, а тоже отрешённые. (72)Кто убитый, кто повешенный, кто замученный. (73)Она переводила взгляд с одного лица на другое, и все они были такие близкие и такие далёкие. (74)И какая-то неуловимая грань стояла между нею и этими людьми, собранными воедино, отдавшими свою жизнь за Родину. (75)И сын, как бы уже в святом отдалении, глядел на неё.

(По С. А. Воронину)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.

«Когда в мирную жизнь людей врывается война, она всегда приносит горе в семьи, нарушает привычный уклад жизни. Русский народ испытал на себе тяготы многих войн, но никогда не склонял головы перед врагом и мужественно переносил невзгоды. Самая чудовищная из всех войн в истории человечества — Великая Отечественная — навсегда осталась в памяти нашего народа. В рассказе Сергея Воронина фотография в сельском музее напоминает матери о трагической гибели сына, расстрелянного фашистами. Состояние героини автор передаёт с помощью тропа (А)______ (в предложении 26). Особую значимость тексту придают (Б)______ («неуловимая грань» в предложении 74, «в святом отдалении» в предложении 75 и др.). Среди синтаксических особенностей текста следует отметить употребление (В)______ (в предложениях 25, 48 и др.), а также (Г)______ (предложения 66–68)».

Список терминов:

  1. метонимия
  2. сравнение
  3. анафора
  4. эпифора
  5. эпитеты
  6. обращения
  7. парцелляция
  8. синтаксический параллелизм
  9. ряды однородных членов

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Бесплатный интенсив по русскому языку

На бесплатном интенсиве ты:

✅ Разберёшься в построении предложений и их типах, научишься рисовать схемы и объяснять знаки препинания - это база

✅ Поймёшь алгоритмы решения пяти заданий ЕГЭ!

✅ Ты наработаешь твердую базу. В учебном году тебе будет гораздо проще влиться в подготовку, чем твоим одноклассникам.

Пунктуация — самый сложный раздел тестовой части по статистике ФИПИ, а из-за одной пунктуационной ошибочки в сочинении часто теряется шанс получить сотку. Давай поработаем заранее над этим разделом, чтобы тебе точно всё было по плечу!

Вместе с этой задачей также решают:

(1)Отгорело жаркое летичко. (2)Хлопотливая осень пожаловала и ну ветрами сдувать зелёное платье с берёз, семена из них вымолачивать да в сырую землю хоронить.

(3)Отсеялась осень, …

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
А) Унылая пора! очей очарованье!
Б) И мглой волнистою покрыты небес…
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

А) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А. Пушкин)

Б) Лебедь уп…

(1)Старика разбудило осторожное царапанье в дверь, — это просился Музгарко, небольшая, пёстрая собака, жившая в этой избушке уже лет десять.

(2)Он в темноте подошёл к двери, отвор…