Задание 22 из ЕГЭ по русскому языку: задача 51

Разбор сложных заданий в тг-канале:

(1)На открытие музея баба Нюша не смогла прийти — заболела. (2)Но теперь, пооправившись, засобиралась. (3)Хотела своими глазами увидеть то, что другие видели. (4)Иного интереса у неё не было. (5)За всю свою долгую, восьмидесятилетнюю жизнь дальше деревни она нигде не бывала. (6)Тем более не приходилось ей бывать в музеях. (7)И даже что они из себя представляют — не очень-то понимала. (8)Но всё же принарядилась.

(9)Шла не спеша, по твёрдой дорожке, накатанной рядом с шоссе. (10)По сторонам от дорожки темнел подтаявший снег. (11)Пятнами обнажалась земля с прошлогодними отмершими травами. (12)Возле дома на припёке грелись куры. (13)Ветер овевал морщинистое лицо, выбивая из глаз слёзы. (14)Баба Нюша утирала их чистым платком и шла, ни о чём не думая, устремлённо вперёд.

(15)Музей находился рядом с клубом. (16)Ему отвели небольшую комнату, отгороженную от зрительного зала стеной кирпичной выкладки.

— (17)Здравствуй, Елена Васильевна, — поздоровалась ещё у порога с заведующей музеем баба Нюша.

(18)Заведующая отложила книгу в сторону. (19)Она была тоже далеко запенсионного возраста. (20)Когда-то учительствовала, а теперь занималась на общественных началах народным музеем.

— (21)Чё это у тебя такое? — спросила всё ещё с порога баба Нюша, оглядывая стены, занятые картами, фотографиями, и столывитрины с разными вещами.

— (22)Заходи, заходи, — приветливо поощрила её заведующая и взяла указку. (23)Видно было, что она рада пришедшему человеку и готова всё ей рассказать и показать, что было в музее.

(24)Заведующая подвела её к большому стенду, на котором были три длинных ряда фотографий тех, кто погиб в войну из их деревни. (25)И баба Нюша сразу узнала многих, да, считай, всех, и молодых и старых, и солдат и партизан, и мужчин и женщин. (26)И как ожгло — увидала лицо своего сына. (27)Он глядел на неё открыто и ясно, даже чуть улыбался.

— (28)Сынок… — невольно вырвалось у неё, и она заплакала, прижимая руку ко рту. (29)И вспомнилась война, и как среди ночи раздался тихий стук в окно, и баба Нюша, тогда ещё не старая, вскочила с постели и, робея, подошла к окну, чуть сдвинула занавеску и увидала прильнувшее к стеклу лицо сына.

(30)Он пришёл раненый. (31)Оставаться в лесу ему было никак нельзя. (32)Начинала гноиться рана, и рука уже отекла до локтя. (33)Как могла, очистила рану, приложила листья подорожника, завязала чистым. (34)И он остался дома, благо немцев в деревне не было. (35)Они только проезжали на своих машинах в сторону Пскова. (36)Тогда Василий спускался в подпол и там пережидал, пока не проедут. (37)Но однажды случилось так, что трое мотоциклистов зашли в дом и потребовали молока. (38)Она напоила их, и они ушли. (39)Затрещали мотоциклы, и сестрёнка крикнула в подпол, чтобы Вася вылезал. (40)Василий вылез. (41)И ни к чему им было, что один из мотоциклистов чего-то задержался в сенях. (42)Но вскоре и он уехал. (43)А через каких-нибудь десять минут все трое вернулись. (44)Василий не успел слезть в подпол и поспешно спрятался под кровать. (45)Там они его и нашли и, даже не потребовав, чтобы вылез, пустили по нему несколько очередей из автомата. (46)Один из фрицев сурово погрозил ей пальцем, и они уехали, уже по-настоящему.

(47)Сын глядел на мать с портрета чуть улыбаясь. (48)И рядом с ним были спокойные, открытые лица, теснившие его и сверху, и снизу, и с боков. (49)И всё же каждому из них было просторно. (50)Все они погибли. (51)И три брата Журавлёвых на войне.

(52)И Степан Авдеевич в партизанах. (53)И Катюшка, ещё совсем девчонка, повешенная за связь с партизанами. (54)И Николай Мельников, погибший на войне. (55)И двое братьев-подростков — Лунгиных детей, запоротых насмерть за то, что не выдали, где находятся партизаны. (56)А они и не знали где, — прятались от немцев в лесу и пришли за рамами для землянок в деревню. (57)А тут их и прихватили. (58)Подумали, что они пришли на разведку… (59)И много, много ещё деревенских, своих в этих трёх рядах.

— (60)Не все ещё фотографии достали, — донёсся до бабы Нюши голос заведующей. — (61)Всех погибло сто восемьдесят семь человек из нашей деревни, а фотографий только шестьдесят восемь.

(62)Её сына фотография есть, чистая, большая. (63)Её пересняли школьники с маленькой, которая хранится дома у старухи. (64)Он на ней такой, каким был перед войной. (65)Баба Нюша глядела на фотографию и вспоминала, как вытаскивала его из-под кровати, всего в крови, мёртвого. (66)Как звала, заглядывала в глаза, думая, что он ещё видит, но в глазах была уже закатная тусклота, и ничего в них не отражалось. (67)Даже свет от окна. (68)Даже солнце.

(69)«А рука-то стала уже оживать», — вспомнила старуха, но без боли, как давно пережитое. (70)И вдруг в таком знакомом лице не то чтобы увидала, а как-то почувствовала, что её сын, вот на этой стене, не только её сын, а ещё какой-то другой человек, чем-то уже отрешённый от неё, слившийся со всеми, кто погиб, кого уже давно нет в живых. (71)И все они вместе иные, чем каких она знала, — не просто деревенские, а тоже отрешённые. (72)Кто убитый, кто повешенный, кто замученный. (73)Она переводила взгляд с одного лица на другое, и все они были такие близкие и такие далёкие. (74)И какая-то неуловимая грань стояла между нею и этими людьми, собранными воедино, отдавшими свою жизнь за Родину. (75)И сын, как бы уже в святом отдалении, глядел на неё.

(По С. А. Воронину)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.

«Когда в мирную жизнь людей врывается война, она всегда приносит горе в семьи, нарушает привычный уклад жизни. Русский народ испытал на себе тяготы многих войн, но никогда не склонял головы перед врагом и мужественно переносил невзгоды. Самая чудовищная из всех войн в истории человечества — Великая Отечественная — навсегда осталась в памяти нашего народа. В рассказе Сергея Воронина фотография в сельском музее напоминает матери о трагической гибели сына, расстрелянного фашистами. Состояние героини автор передаёт с помощью тропа (А)______ (в предложении 26). Особую значимость тексту придают (Б)______ («неуловимая грань» в предложении 74, «в святом отдалении» в предложении 75 и др.). Среди синтаксических особенностей текста следует отметить употребление (В)______ (в предложениях 25, 48 и др.), а также (Г)______ (предложения 66–68)».

Список терминов:

  1. метонимия
  2. сравнение
  3. анафора
  4. эпифора
  5. эпитеты
  6. обращения
  7. парцелляция
  8. синтаксический параллелизм
  9. ряды однородных членов

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Вместе с этой задачей также решают:

ЛЕГЕНДА О МУЗЫКАНТАХ

(1)Они жили здесь, в нашем городе, в старинном многоэтажном доме. (2)Я не стану называть улицу, где стоял дом, потому что, когда я рассказываю эту легенду ста…

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
А) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А. Пушкин)
Б) …

(1)Дед может вернуть в строй всё что угодно. (2)Поломавшись, фонарик, мясорубка или паяльник теряют смысл, становятся ненужным хламом и без дела кочуют по дому. (3)Забытая, раненая…

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
А) Унылая пора! очей очарованье!
Б) И мглой волнистою покрыты небес…