Задание 22 из ЕГЭ по русскому языку: задача 216
(1)В жизни человечества, по выражению Стефана Цвейга, есть звёздные часы. (2)Решающие пики времени, когда события, вызванные гением одного человека, определяют судьбу цивилизации, ход развития будущего.
(3)Наука имеет немало таких вдохновенных часов. (4)Порой они сохраняются, эти точные даты открытия. (5)Известны часы откровения, породившие таблицу Менделеева, догадку Пастера, открытие Фарадея. (6)История науки полна прекрасных легенд, начиная от Архимеда, от его победного крика «эврика!», с которым он мчался по улицам Сиракуз. (7)Порой приукрашенные, они венчают долгие скрытые усилия, невидимую никому цепь разочарований, неудач и тысячи отвергнутых вариантов. (8)Вдохновение концентрируется и разряжается ослепляющей, часто эффектной вспышкой, которая попадёт в хрестоматию. (9)Но задолго до этого никому не ведомые предыстории складывают личность учёного.
(17)А вот ход поисков, путешествие — у каждого своё. (18)Сомнения, неудачи, заблуждения, изгибы мысли учёного — тут всё зависит от личности, от свойств таланта, и характера, и работоспособности.
(19)Так, многие трудности, ошибки, повторные опыты Фарадея объясняются плохой его памятью, особенно во второй половине его жизни.
(20)Само открытие приходит, как правило, с неумолимой неизбежностью. (21)Радио создал Попов, но если бы не было Попова, радио создал бы Маркони или ещё кто-либо. (22)Любое открытие неизбежно. (23)Всё, чем обладает сегодня человечество, должно было появиться. (24)Личности лишь меняли сроки событий. (25)И большей частью не очень значительно. (26)Независимо от гения Эдисона, электрическая лампочка стала бы сегодня такой же. (27)И не «почти такой же», а именно такой же. (28)История с дугой Петрова убедила меня в грустной строгости этого правила. (29)Выражение «человечество обязано научному гению такого-то» означает совсем иное, и это очень верно уловил Эйнштейн: (30)«Моральные качества замечательного человека имеют большее значение для его поколения и для исторического достижения. (31)Эти последние сами зависят от величия духа, величия, которое обычно остаётся неизвестным».
(Д. Гранин)
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 1–4. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Писатель Д. Гранин широко известен читателям не только своими романами, но и философскими эссе. Использование (А) _____ в первом предложении сразу же позволяет определить тему текста. В тексте оригинально сочетается (Б) _____ («законы природы», «открытие», «научный гений») с (В) _____ («пики времени», «цепь разочарований», «неумолимая неизбежность», «величие духа» и др.). Для подтверждения своей точки зрения автор прибегает к такому приёму, как (Г) _____ (предложение 29)».
Список терминов:
- научная лексика
- ирония
- сравнение
- контекстуальные синонимы
- парцелляция
- фразеологизм
- цитирование
- публицистическая лексика
- градация
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А. Пушкин) Б) … |
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответст…
ПЕРВАЯ БОМБЁЖКА
(1)Настоящий страх, страх жутчайший, настиг меня, совсем ещё юнца, на войне. (2)То была первая бомбёжка. (3)Наш эшелон народного ополчения отправился в начале июля…