Задание 22 из ЕГЭ по русскому языку: задача 18
СЛОН ГОЛУБОГЛАЗЫЙ
(1)И как только я ни называл её про себя! (2)Топало, бегемот, медведица…
(3)Помню, я даже растерялся, когда впервые увидел её, — такая вдруг стопудовая туша выперла из-за угла, да ещё в этом своём мужикоподобном, длиннющем пиджаке из какого-то дешёвого темно-синего сукна…
(4)Я немного успокоился, когда на ум пришла вот эта самая кличка — слон голубоглазый. (5)Тут уж было кое-что ухвачено и от её характера, от её доброты. (6)Ибо всякий раз, встречаясь со мною, она улыбалась мне своими голубыми, прямо-таки ангельскими глазами и с какой-то обезоруживающей простотой, чуть-чуть шепелявым голосом спрашивала:
— Как вы поживаете? (7)Как ваше здоровье?
(8)Я, конечно, говорил какие-то банальности, пустяки. (9)Не принимать же всерьёз все эти расхожие, изо дня в день повторяющиеся благоглупости?
(10)И вдруг однажды приходит из университета жена (она читала курс русской литературы на заочном отделении, где работала Мария Тихоновна) и говорит:
— Марию Тихоновну видела.
— (11)Ну и что?
— (12)Приглашала на юбилей.
— (13)Ну знаешь… (14)Только мне теперь по юбилеям и ходить…
— (15)Ничего. (16)Надо же уважить человека.
(17)Я пришёл в ярость. (18)Конец учебного года — да разве ей объяснять, что за жизнь в это время у преподавателя университета? (19)Да тут не то что по юбилеям ходить — дыхнуть некогда.
(20)Жена дала мне выкричаться, а вечером снова завела разговор про юбилей: Мария Тихоновна старый, одинокий человек, у Марии Тихоновны никого нет: ни детей, ни мужа…
(21)Жена не унималась:
— Всех-то ты жалеешь. (22)Только и делаешь, что говоришь да пишешь о любви к людям. (23)А вот на деле любовь к человеку проявить — к живому, к конкретному…
(24)И в конце концов я махнул рукой: быть по-твоему! (25)Пойдём на юбилей.
(26)Вечер был — чудо. (27)Золотой закат во всё ленинградское небо, пушкинская Нева с каменными сфинксами.
(28)И мы шли с женой по этому сказочному городу, наслаждались всей окружающей красотой, и я был счастлив. (29)Счастлив от своего великодушия, от своего благородства, оттого, что я не зачерствел, как другие, душой, откликнулся на простой человеческий зов. (30)И я представлял себе, как обрадуется сейчас старуха, увидев меня в дверях, какой переполох вызовет моё явление у её невзрачных подруг — всех этих секретарш, делопроизводителей, лаборанток…
(31)Так мы дошли до Дома учёных на Дворцовой набережной, и тут я посмотрел на жену: не ошиблась ли она? (32)Действительно ли в этом роскошном дворце назначен ужин? (33)Ведь сюда даже известные учёные далеко не всегда могут пробиться.
(34)Ерунда какая-то, — оробело твердил я про себя и, уж не помню как, открыл какую-то дверь. (35)Открыл и буквально замер: такое праздничное многолюдье увидел в зале.
(36)Много, много было гостей! (37)Профессора, доценты, аспиранты.
(38)Тут было немало и таких, кого я видел впервые, кто жил и работал на Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале, на Кольском полуострове.
— (39)И что же, они специально приехали на этот вечер?
— (40)Ну а как же! (41)Да на юбилей Марии Тихоновны люди с того света приехали бы, а уж с этого-то что.
(42)К нашему приходу главные речи были уже произнесены, и теперь в права вступали чувства, которые, как шампанское, выплёскивались через край.
— (43)Мария Тихоновна, вы были для меня как родная мать! (44)Честное слово!
— (45)А я Марии Тихоновне обязан жизнью…
— (46)А я на всю жизнь запомнила слова, которыми меня Мария Тихоновна вытащила из беды: «Смотри не на тех, кому лучше, смотри на тех, кому хуже…»
(47)Затем известный учёный-географ Василий Павлович, как бы подводя итоги, сказал:
— Наши дела, дела людей науки, измеряются статьями, книгами, открытиями, а чем, какой мерой измерить дела души, дела сердца?
(48)Я посмотрел на жену, — в глазах у неё стояли слёзы, да у меня и самого горло перехватывало, и вдруг я понял, что значила Мария Тихоновна в жизни этих людей.
(49)Дети железного века, века, когда исчезли, позабылись такие слова, как сострадание, милосердие, жалость. (50)Но она-то, Мария Тихоновна, знала, ведала силу этих слов. (51)И сколько человеческих сердец отогрелось, оттаяло возле неё! (52)Сколько отчаявшихся воспрянуло духом!
(53)Марии Тихоновны давно уже нет в живых, и я даже не знаю, где покоится её прах. (54)Но в те дни, когда мне бывает особенно тягостно и безысходно, я вспоминаю её юбилей.
(По Ф. А. Абрамову*)
* Фёдор Александрович Абрамов (1920 –1983) — русский советский писатель, литературовед, критик и публицист. Один из наиболее известных представителей так называемой «деревенской прозы», значительного направления советской литературы 1960–1980-х годов.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«В произведении „Слон голубоглазый“ Фёдор Абрамов рассказывает о случае из жизни, который помог герою совершенно по-новому посмотреть на хорошо знакомого человека. Описывая Марию Тихоновну, автор прибегает к сочетанию (А) __________ („туша“, „выперла“ в предложении 3, „дыхнуть“ в предложении 19, „старуха“ в предложении 30) и (Б) __________ („великодушия“, „благородства“ в предложении 29, „сострадание“, „милосердие“ в предложении 49, „ведала“ в предложении 50). Стилистический приём (В) __________ (в предложениях 28–29, 36–37) придаёт данному тексту особую ритмическую организацию, а такое синтаксическое средство выразительности, как (Г) __________ (в предложениях 24, 36, 51, 52), делает рассказ эмоциональным».
Список терминов:
1) эпитеты
2) разговорная и просторечная лексика
3) метонимия
4) книжная лексика
5) парцелляция
6) предложения, осложнённые обособленными членам
7) ряды однородных членов предложения
8) риторические вопросы
9) восклицательные предложения
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
В ЖИЗНИ ВСЕГДА ЕСТЬ МЕСТО ПОДВИГУ
(1)Люди всегда благодарны тем, кто нашёл в себе мужество и силы совершить великое. (2)Человеческая память хранит имена героев и их свершения.
(3)Н…
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А. Пушкин) Б) … |
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответст…